Позавчера я узнал, что Генпрокуратура признала Фонд Генриха Бёлля нежелательной организацией.
Прокурорские сочли, что деятельность Фонда «представляет угрозу конституционному строю и безопасности Российской Федерации».
Фонд Генриха Бёлля ценностно связан с немецкой партией «Союз 90/Зеленые». Это та самая Партия зеленых, которая ворвалась в Бундестаг еще в 1983 году и с тех пор исправно занимает третье-пятое место по числу мест в парламенте. После последних выборов Партия зеленых стала правящей в коалиции с социал-демократами и Свободной демократической партией (либералы).
Генрих Бёлль (1917–1985) – немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии. Сейчас он малоизвестен в России, но в советское время был довольно популярен среди интеллигенции. Однако доступен советскому читателю Генрих Бёлль был недолго, так как в середине 70-х был запрещен советскими властями, поскольку, бывая в СССР, вывозил на Запад рукописи произведений своего друга Александра Солженицына. Генрих Бёлль – писатель-гуманист в самом искреннем, выстраданном, глубоком смысле этого слова. Писатель-фронтовик, ненавидящий войну. Публичный интеллектуал и защитник немецкой демократии, активный антиконсерватор, иногда почти радикал, к концу жизни – фактически совесть нации. Его послевоенные произведения – гимн надежде на лучшую жизнь. В 70–80-х годах Генрих Бёлль как писатель, интеллектуал, общественный деятель преследовал словом любую несвободу в германском обществе, не раз был в гражданском конфликте с властями, нередко и с общественным мнением, поддерживал немецких зеленых в период их становления.
Фонд Бёлля в сегодняшнем своем виде был создан в 1996 году и с тех пор работает по всему миру, поддерживает гражданские проекты в сфере экологии, развития гражданского общества, прав человека, гендерной демократии, искусства и культуры. В России Фонд Бёлля был, пожалуй, самым заметным и активным немецким неправительственным фондом. Не счесть заслуг Фонда Бёлля перед российскими правозащитниками, зелеными, феминистками.
Фонд Бёлля был самым давним и самым близким нашим (Пермской гражданской палаты) зарубежным партнером, почти родным за двадцать лет сотрудничества.
С Йенсом Зигертом, долгое время возглавлявшем представительство Фонда Бёлля в Москве, мы были очень близкими товарищами, единомышленниками по большинству встававших перед нами вызовов. Йенс – самый русский из известных мне немцев. Отошедши от дел в Фонде Бёлля, он написал удивительную книгу «111 причин любить Россию» (надеюсь, сегодня она не портит жизнь Йенсу на родине).
У Пермской гражданской палаты были несколько необычные отношения с Фондом Бёлля в сравнении с другими фондами. Мы лишь однажды обращались в Фонд Бёлля за грантовой поддержкой. В 2005 году мы решили попробовать создать специализированную юридическую службу по защите прав женщин, Фонд помог нам в этом начинании, которое, кстати, оказалось неудачным. 90% обращавшихся к нам женщин приходили за правовой помощью для своих мужей, братьев, детей, для семей в целом. Обращений по сугубо женским правозащитным и социальным проблемам (различные виды дискриминации, домашнее насилие и т. п.) были единицы, хотя, казалось бы, мы провели очень продуманную и широкую информационную кампанию.
Наше сотрудничество с Фондом Бёлля строилось в основном в экспертной и методической сферах. Для ПГП Фонд Бёлля был очень важной площадкой для продвижения в российских гражданских сообществах наших социальных, правозащитных и активистских технологий и подходов (гражданский контроль, переговорные и консалтинговые некоммерческие технологии, правозащитный PR и GR и т.п.). Фонд Бёлля был очень активен в проведении всевозможных конференций, семинаров, дискуссий по актуальным для российских НКО проблемам, а ПГП по приглашению Фонда была активным участником многих таких мероприятий. Кроме того, я всегда с удовольствием и с большой для себя пользой принимал участие в проводимых Фондом проблемных обсуждениях, дискуссиях, мозговых штурмах, посвященных решению острых правозащитных и экологических проблем не только в России, но и в Германии и Европе. Большое значение, думаю, не только для меня, но и для всех российских друзей Фонда Бёлля имела и та невероятная атмосфера партнерства, солидарности и дружественности, которую так талантливо и заботливо создавал Йенс Зигерт вместе со своим другом – легендарным Арсением Рогинским, лидером «Мемориала».
И вот зеленый и правозащитный Фонд Генриха Бёлля фактически изгнан из России. Но ничего, будет и на нашей улице праздник.
На первом фото: в перерыве одного из мероприятий Фонда Бёлля в середине 2000-х годов слева направо: Елена Жемкова, исполнительный директор Международного «Мемориала»; Тамара Морщакова, заслуженный юрист России, доктор наук, заместитель председателя Конституционного Суда России (в отставке); Александр Аузан, институциональный экономист, доктор наук, тогда лидер консьюмеристского движения в России, президент гражданского тин-тэнка Институт национального проекта «Общественный договор», сегодня декан экономического факультета МГУ; Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты; Йенс Зигерт, руководитель московского представительства Фонда Генриха Бёлля; Арсений Рогинский (1946–2017), председатель правления Международного «Мемориала». На фото кто-то поет, кто-то слушает. Почему все в черном – не помню. Наверное, случайно.
На втором фото: Справочник «Женщина в трудной жизненной ситуации», изданный Пермской гражданской палатой..