Я примерно понимаю, как родилась идея "паспорта хорошего русского". У образовавшегося в эмиграции Антивоенного комитета есть несколько узнаваемых лидеров, но это "генералы без армии". Они поставили себе вполне разумную задачу: объединить таких же мигрантов для коллективных действий под своим, разумеется, руководством. Задача, без иронии повторю, важная и полезная: хорошо организованные диаспоры часто становятся серьезной политической силой (см. сирийцев или украинцев в Канаде).
Но как собрать всех этих людей, уезжавших, как правило, тихо и поодиночке, да и на родине державшихся подальше от всяких оргструктур? И кому-то пришла в голову смелая идея: давайте поможем им решить общие для многих российских эмигрантов бытовые проблемы в обмен на их контакты? Мы их потом будем звать на митинги у посольства или собирать донаты, а они будут наслаждаться благами западной цивилизации. Win-win! И появилась эта смесь партбилета и карточки часто летающего пассажира, для солидности названная паспортом.
В принципе, идея не столь глупа, как ее многие видят. Оригинальный и вполне имеющий право на существование эксперимент. Кто-то подпишется, кто-то откажется, кто-то может предложить идею лучше. Дело-то добровольное. Я попытался разобраться в аргументах против, хотя критика на 80% сводится к шуткам над названием (неофициальным, как я понимаю). Но если это отбросить, вижу следующие слабые стороны:
1. Разделение между уехавшей частью оппозиции и оставшимися в стране (которые вряд ли будут подписывать эту декларацию: риск большой, а пользы мало). В результате эмигранты еще больше уверуют в свою моральную чистоту по сравнению с живущими в РФ ("Мы вот тут все подписали, что мы против, а в России все только за"), а последние - еще больше будут завидовать незаслуженным льготам уехавших ("Мы тут рискуем каждый день и страдаем от санкций, а они в безопасности да еще и кучу ништяков имеют").
2. Оппортунистически настроенные "колбасные эмигранты" могут ломануться за этими льготами, превратив всю затею в фарс. Нет никакой реальной возможности проверить, искренен ли человек или просто хочет легче открыть счет в банке. И потом эти "хорошие русские" начнут нести и делать такое, что всем остальным захочется стать "плохими".
3. С другой стороны, сильно сомневаюсь, что какие-либо крупные компании, а тем более государства будут как-то официально признавать эти все документы. С их точки зрения, это филькина грамота, которую может выписать кому угодно, и никаких дополнительных прав она не дает. Когда люди (особенно из предыдущего пункта) в этом убедятся, то в очередной раз все будут говорить о неспособности/нежелании оппозиции выполнять свои обещания. Зачем же давать невыполнимые обещания?
4. Риск того, что этот статус станет ресурсом в борьбе разных оппозиционных сил. Они начнут, как в благословенные нулевые, друг друга исключать за какие-то отклонения от "линии партии", сочувствие не тем лидерам и пр. Традиции КПСС и "демократического централизма" у нас, как известно, сильны не только в ЕР.
5. Риск утечки данных. Напомню, что такие утечки происходили многократно с самыми разными электронными базами и проектами оппозиции (и государства, конечно). Но если раньше это обычно грозило людям в худшем случае увольнением, то сейчас речь может идти о серьезных уголовных статьях и длительных тюремных сроках. Поэтому не только живущие в РФ не станут это пописывать, но и те, кто еще ездит (или собирается ездить) туда, трижды подумают, готовы ли стать невъездными.