На небесах только и говорят, что о доносах. Поэтому я законспектировала апрельский выпуск подкаста «Что случилось» (выпускает его иноагент «Медуза»* и ведет мой краш последних недель Владислав Горин) про доносы с эксперткой-антропологом Александрой Архиповой (ну а она, конечно, моя крашиха, что скрывать).

Итак!

Доносы делятся на три типа:

1 — ради личной выгоды. Донесу на соседа — его арестуют — поселюсь в его комнату.
2 — ради собственной безопасности. Тоже выгода, но опосредованная. Главврач/чиновник — приехал в расцвет ковида из-за границы и не стал сидеть на карантине — надо написать куда следует.
3 — ради борьбы с врагами, которые всюду. Человек надел синие кроссовки с желтым рисунком — надо сообщить о нем полиции в метро.

Самый популярный тип доноса в современности — третий.

В Советском Союзе донос был способом скорее обезопасить себя, донести раньше, чем донесли на тебя. В современности доносчики помогают государству искать врагов.

Зачем люди доносят, если никакой выгоды это не дает и ситуация (маникюр особых цветов, ленточка на рюкзаке) ничем им не угрожает? Это воплощение их любви к высшему порядку и к идее справедливости. Это способ повысить собственную значимость.

Возможно, 10% дел по новым статьям о дискредитации и фейках — следствие доносов.

Причем где-то четверть дел — это дела о сетевых преступлениях (а-ля «запостил мем»). И даже не всегда в соцсети «ВКонтакте». Можно предполагать, что о постах в запрещенной соцсети и в Telegram люди именно доносят. 

Доносы отвечают на запрос отдельных членов общества о социальной справедливости, поэтому государство поощряет доносы. Люди пишут доносы, чтобы консолидироваться с властью. Так они чувствуют оправдание своего существования.

Между доносом и ответственным поведением есть граница.

Низовой контроль — это вообще-то неплохо. Как он отличается от доноса? Граница пролегает по тому, что люди ощущают как правильное поведение, с чем все согласны. Парковка на газоне: в общем и целом — все против парковки на газоне, если это общественный газон. Пикет или митинг — кто-то против, а кто-то считает своим неотъемлемым правом.

Крупные государства всегда относились к доносам хорошо.

Во время позднего СССР существовали «профессиональные доносчики». Все дело в форме государства. Тоталитарное требует полного участия в идеологии: пишешь донос — молодец. Авторитарное хочет, чтобы человек устранил себя из всякой политической деятельности: сидишь тихо-ровно — молодец.

***

Александра Архипова упоминала в выпуске книгу Шейлы Фицпатрик, историка-советолога. Возможно, речь идет о книге «Повседневный сталинизм» и главе «Письма властям». Гуглится для чтения на раз-два.

Оригинал