Художник-график Василий Николаевич Сигорский (1902–78) родился в Чите. С начала 1910-х годов жил в Вологде, а в 1921-м переехал в Москву. В 1930-м он окончил высший художественный технический институт в Москве и стажировался в мастерской знаменитого художника-авангардиста Роберта Фалька. С 1930-х Сигорский сотрудничал со многими издательствами того времени – «Детгиз», «Молодая гвардия», «Учпедгиз». Написал несколько панно для Государственного исторического музея и павильонов ВДНХ. В 1937 году он участвовал в оформлении павильона «Советская индустрия» на Всемирной выставке в Париже.
Во время Великой Отечественной войны Сигорский по заданиям Комитета по делам искусств СССР неоднократно бывал на передовой, делая карандашные рисунки бойцов, зарисовки, отражающие повседневную жизнь на фронте, виды освобожденных городов. Серия таких «прифронтовых» зарисовок была сделана Сигорским в Орле вскоре после его освобождения от гитлеровской оккупации, осенью 1943 года.
Художник работал в разных графических техниках: акварель, гуашь, наброски углем и карандашом, цветная литография. Но «военные» орловские зарисовки с натуры Сигорский делал в основном простым карандашом либо углем. Некоторые из особо удачных видов (вероятно, уже по возвращении домой) были им повторены в технике цветной акварели.
Зарисовки Сигорского, произведенные в Орле в 1943 году, – уникальные документы эпохи. И как любые художественные произведения, сделанные большим мастером, при всей своей лаконичности и строгости техники они передают не только виды конкретных мест, улиц и площадей, где побывал тогда художник, но и настроение, царившее в только что освобожденном Орле. Дуновения прохладного осеннего ветра, гуляющего среди руин. Последние осенние солнечные лучи, согревающие стены старинных зданий Орла перед долгой зимой.
К сожалению, «орловская серия» работ Сигорского не хранится где-то в одном месте как единый массив, а рассредоточена по музеям и частным коллекциям в разных концах страны. Очевидно, что нам сегодня доступны не все из листов этой серии. И каков был ее размер, выяснить пока невозможно. Из всей серии в Орле, в музее изобразительных искусств, хранится лишь несколько работ. Среди них – рисунок с видом улицы Московской и Покровской церкви.
И акварель с разрушенным немцами Красным мостом и его восстановлением.
Аналогичная этой акварели карандашная зарисовка хранится в Курской государственной картинной галерее им. Дейнеки.
А вид на ремонтируемый Красный мост с чуть другого ракурса – в Калужском музее изобразительных искусств.
Фото с места событий, сделанное военным фотографом, лишний раз подтверждает достоверность рисунков Сигорского.
Вообще же, по доступным нам на сегодняшний день из оцифрованных коллекций музеев страны графическим зарисовкам Сигорского можно сделать вывод, что его путешествие по Орлу началось с железнодорожного вокзала. Его рисунок самого вокзального здания в очередной раз развеивает миф о том, что старый орловский «готический» вокзал был полностью разрушен в войну.
В реальности еще во второй половине 1940-х была цела значительная часть его стен и основной объем. Из них потом и «собрали» ныне существующее здание ж/д вокзала Орла.
Любопытно, что в Курской государственной картинной галерее данный рисунок атрибутирован как «Разрушенный немцами жилой дом. Г. Орел». К сожалению, художник не всегда точно подписывал свои работы. Некоторые его орловские зарисовки вообще не были подписаны как сделанные в Орле. Это создает дополнительную путаницу и сложности в поиске рисунков Сигорского, созданных в ходе путешествия по нашему городу.
И наоборот, некоторые рисунки, подписанные Орлом, пока к местности привязать не удалось.
Еще одна вокзальная зарисовка – разрушенная техника в депо.
Сразу после осмотра вокзала и депо Сигорский направился по улице Московской в сторону центра Орла. По пути им было сделано несколько зарисовок. Не всегда их место удается определить. Ведь основное внимание художник уделял именно разрушенным зданиям, стремясь показать весь ужас войны и масштаб городских потерь. Большинство из увиденных им тогда руин вскоре после его визита были разобраны.
Художник запечатлел последние мгновения многих важных исторических зданий Орла. В том числе легендарного дома-коммуны, выстроенного в Орле на улице Московской в стиле конструктивизм в 1930-х и погибшего в войну.
В наши дни на этом месте жилой дом по адресу: площадь Поликарпова, №2, возведенный в 1960-х.
На нескольких зарисовках Сигорского присутствует монументальный силуэт Покровской церкви. Она была снесена в 1948 году, на этом месте сейчас ЦУМ.
Советский район художник тоже посетил. Нам сейчас доступен рисунок, подписанный «Разрушенное немцами здание Обкома ВКПб». Он показывает поврежденную взрывом дворовую часть здания довоенного обкома. Ныне это Университет экономики и торговли на улице Октябрьской, №12.
Это единственное на сегодняшний день доступное нам изображение данного здания со двора. Фотографы разного времени в основном снимали его фасад.
Кроме разрушенного Красного моста, внимания Василия Николаевича Сигорского в Орле удостоился и взорванный фашистами при отступлении Александровский мост через реку Орлик. Оригинальная карандашная зарисовка с мостом и силуэтом церкви Михаила Архангела хранится в Ирбитском ГМИИ в Свердловской области и подписана просто как «Городской пейзаж с церковью».
Более детально проработанный акварельный пейзаж, находящийся в Муниципальной картинной галерее города Красноармейска Московской области, и подписан вернее: «Разрушенный мост через реку Орлик. Октябрь (1943)».
Там же в Красноармейске хранятся и еще две чрезвычайно интересные «орловские» зарисовки: «Портрет Князевой Валентины, радистки бригады им. Пожарского. Орёл. Слет партизан (1943)».
И небольшой карандашный набросок «Партизаны на слете в Орле (1943)».
После окончания Великой Отечественной войны Василий Николаевич Сигорский долго не возвращался к своим военным впечатлениям. В 1950–60-х он много ездил по стране. Побывал на строительстве Куйбышевской ГЭС и Череповецком металлургическом заводе.
Воспевал тихую мирную жизнь старинных русских городов, древние храмы и новостройки Москвы.
Гуляющих молодых людей; детей, занимающихся спортом; горожан, отдыхающих летом на пляжах.
Лишь за пару лет до смерти Сигорский снова обратился к своим военным воспоминаниям, создав в 1976–77 годах потрясающую по силе образов и колориту цветную графическую серию под лаконичным названием «Война». Легли ли в основу этих образов и пейзажей впечатления, полученные художником в 1943 году в Орле и Брянске, – неизвестно. Поэтому давайте просто посмотрим некоторые из этих работ. И представим себе, как это было.
Дарья Фурманская. 2022 год.