Каждый год в преддверии Дня Победы и некоторых других дат я вспоминаю, рассказываю, а иногда и пишу... примерно одно и то же.

О моих замечательных дедушках.

Мой дедушка по папиной линии - из Кривого Рога - был убежденным коммунистом даже после распада СССР.

А дедушка по маминой линии - из Белой Холуницы - "убежденным беспартийным". Не факт, что из-за принадлежности к семье раскулаченного хлебопека - кстати, в той семье не было "гнилых" людей: все красавцы и красавицы, все с великолепным чувством юмора и оптимизмом, помогавшим пережить очень суровые обстоятельства.

Но оба они были очень заботливыми, увлеченными, многогранными в плане интересов и увлечений. Каждый - прекрасный семьянин. Очень любили своих внуков. И еще они были доброжелательными. Беззлобными.

* * *

Мой дедушка Михаил Александрович Перевощиков (22 января 1910 - 18 июля 1998) - подводник, торпедист, спортсмен-энтузиаст.

 

На сайте "Память народа" почему-то записан как ПеревоЗЧиков. Да, у нас сложная дедовская фамилия: все время с ней разночтения...

В детстве вместе со всей его большой семьей участвовал в работе семейной пекарни Перевощиковых, продукция которой ценилась в Белой Холунице выше, чем хлеб "казенной" пекарни.

По молодости работал на одном из крупных заводов в Ленинграде. Рассказывал, что ночевали прямо в цехах. Потом вернулся в Белую Холуницу - увы, год возвращения не знаю. Только период - 30-е годы.

Он мог сделать карьеру военного, но судьба распорядилась иначе. Однако школу подводного плавания в Ленинграде прошел, подготовку соответствующую имел.

Основатель первой футбольной и первой волейбольной команд Белой Холуницы. Тогда же в местном клубе он преподавал танцы - в первую очередь вспоминал почему-то быстрый фокстрот.

В сентябре 1941-го был призван Белохолуницким военкоматом. Начал службу на Черноморском флоте, большую часть Великой Отечественной служил на Дальнем Востоке.

Воинское звание: матрос. Воинская часть: 2 бригада торпедных катеров (Тихоокеанский флотский экипаж).

Награды: Орден Отечественной войны II степени.

Вернувшись в мирную жизнь, много лет проработал в городской школе №1 Белой Холуницы учителем физкультуры, затем - труда.

Поклонник Льва Яшина. Когда дедушка смотрел футбольные матчи, я по малолетству спрашивала: "За кого, мол, болеешь?". А он отвечал: "Я за хорошую игру!"

Любил стихи Есенина. Любил песню "Журавли" в исполнении Бернеса. Много читал. Не любил пустословов: в его устах "болтун!" было страшнейшим ругательством. Более острых слов не употреблял.

На пенсии был знатным рыболовом, сам строил себе лодки. Помидоры выращивал, вообще огородничал. До последнего дня жизни находил себе какие-то дела в "усадьбе", косил, с дровами управлялся, ни к чьей помощи не прибегал. Зарядку делал ежедневно.

Его с благодарностью помнят многие ученики - теперь уж сами пенсионеры.

Он обо мне очень заботился и любил меня. И я его любила. Счастлива, что успела с ним пообщаться не только в глубоком детстве (он научил ходить на лыжах и каждую зиму сооружал во дворе отличную горку), но и будучи уже практически взрослым человеком - студенткой-первокурсницей.

* * *

Мой дедушка Николай Прокопьевич Савельев (25 июля 1925 - 11 ноября 2010) родом из Великого Устюга.

 

Выписка из военного билета:

- май 1943–1945 2 возд. десант. бригада

- май - июнь 45 госпиталь

- июнь - сент 45

- 2 истр. противотанк. арт. бригада

- сент 1945 - март 1946 107 гв. возд. десан. дивизия

- 1945–1947 десант. дивиз 39 гв. возд. десан. корпус.

Отыскала записи на сайте "Подвиг народа" о награждениях:

Медаль "За отвагу" и уже в мирное время - орден Отечественной войны II степени.

В мирную жизнь вернулся в г. Кривой Рог.

Долгие годы работал в Кривбассвзрывпроме, после выхода на пенсию - на НКОГКе (Новокриворожский горнообогатительный комбинат) был мастером на все руки, хорошо рисовал, огородничал, был отменным кулинаром, изобретал разные милые вещи в домашних условиях и полезные - на работе. Обладал отличным чувством юмора, много читал, занимался оформительской работой. Уже на пенсии был депутатом городского совета (победил на выборах Вилкула).

Каждый год участвовал в неизменном для криворожцев ЮГОКа возложении цветов к памятнику, которое начиналось - можете представить? - в 4 часа утра, а построение еще раньше, но для него было важно пойти, без опозданий и не в последних рядах, невзирая на возраст и столь раннее время - пройти в колонне и отдать дань памяти погибшим землякам.

Люблю, помню и благодарю обоих.