28 апреля 2022 года уполномоченный по правам человека РФ Т. Н. Москалькова вместе с экспертами рассмотрела проблемы защиты прав психических больных граждан.

И. о. начальника УОМСО ФСИН России полковник К. В. Масников сообщил о том, что в системе УИС количество психически больных за год снизилось с 35 до 24 тыс. чел. При этом 2,6 тыс. больных являются женщинами. В связи с невменяемостью за год в психиатрические больницы было переведено 406 осужденных.

Начальник отдела МВД России Колесник С. Н. обратил внимание на то, что под предлогом сохранения врачебной тайны психиатры отказывают в предоставлении информации о состоянии здоровья психически больных граждан, необходимой для профилактики преступлений, сотрудникам МВД РФ. Между тем ежегодно невменяемыми лицами совершается 7 тыс. общественно опасных деяний, в том числе изнасилования и убийства.

Руководитель юридической службы Независимой психиатрической ассоциации Ю. Н. Аргунова рассказала об анализе Правил внутреннего распорядка специальных психиатрических больниц с интенсивным наблюдением. Данные Правила страдают многочисленными нарушениями. Так, они содержат ссылки на законы, которые уже утратили силу. Например, в этих Правилах говорится о том, что на сроки нахождения в больнице влияет характер содеянного, регламент нахождения определяется УК РФ, что не соответствует современным реалиям. В законе о психиатрической помощи не предусмотрено право на прогулки. В ПВР говорится о том, что по некоему «состоянию пациента» пациенту могут быть запрещены прогулки. В  волгоградской больнице запрещена прогулка пациентов, одетых не по сезону. В Казанской СБСТИН свидания предусмотрены только в течение одного часа в неделю. Почти во всех СБСТИН запрещено пользование телефоном. В некоторых больницах (например, Волгограде) предусмотрен вывод в туалет попалатно. В Волгоградской СБСТИН такой вывод предусмотрен только три раза в день. В Смоленской запрещено «ношение волос на голове».

Валентин Гефтер поставил вопрос о выполнении требования закона о психиатрии в части создания Службы по контролю за психиатрическими стационарами. Из-за противодействия Минздрава эта  служба не создается боле 30 лет.

Представитель МЧС обратил внимание на то, что 42 здания психдиспансеров регионов относятся к пятой категории пожарной опасности, то есть являются деревянными.

И. о. главврача ПБ №5 г. Москвы – основной психбольницы столицы, где осуществляется принудительное лечение, рассказал о том, что средний срок нахождения в их больнице составляет 3,5 года. В больнице находится семь подростков, которые учатся заочно. В 2019 году в больнице был открыт дистанционный класс. Однако вопрос обучения граждан, находящихся в психиатрических стационарах, законодательно не решен.

УПЧ Московской области Е. Ю. Семёнова обратила внимание на одну из причин низкого финансирования психиатрических учреждений: на большинство психиатрических заболеваний отсутствуют стандарты и протоколы лечения, что не позволяет вычислить стоимость их лечения. В настоящее время на 4 тыс. психиатрических заболеваний приходятся всего лишь протоколы и стандарты на 800 заболеваний.

Я в своем выступлении обратил внимание на следующее:

- ФЗ «О социальной помощи» не предусматривает оказания социальной помощи лицам, страдающим психическим заболеванием; предлагается внести изменения в ФЗ №442.

- У участковых уполномоченных полиции отсутствуют знания и навыки, необходимые для оказания помощи психически больным, в т. ч. в части их принудительного освидетельствования и госпитализации; в частности, у них, как правило, нет контакта с участковыми психиатрами; данное упущение влечет ряд тяжелых ситуаций: так, в частности, в ситуации с Акимом  Коноваловым, который три года жил около метро «Отрадное» как бездомный, хотя у него было жилье, бездействие полиции и психиатров привело к тому, что человек погиб, обморозив ноги, в результате чего у него развилась гангрена.

- Со стороны врачей-психиатров ПНД зачастую имеет место злоупотребления в сфере сохранения медицинской тайны, которая не предоставляется соцработникам и сотрудникам полиции; в результате этого психически больные люди не получают необходимой помощи или совершают преступления.

- Отсутствуют механизмы мониторинга обострений состояния у психически больных граждан, на что жалуются их родственники.

- Имеет назначение стационарного принудительного психиатрического лечения за малозначительные общественно опасные деяния; в частности, я привел пример, когда такое лечение было назначено 21-летней девушке, которая заявила полиции о том, что неизвестный похитил у нее телефон, который она на самом деле потеряла.

- Положительный опыт работы с пациентами накоплен Уфимской психиатрической больницей.

- ПК-10 СПЧ готовит по согласованию с замминистра здравоохранения О. О. Салагаем критерии соблюдения достоинства личности в психиатрических учреждениях.

- ОНК и другие структуры контроля не являются полноценной заменой Службы защиты прав пациентов психиатрических стационаров; в связи с этим надо преодолеть сопротивление Минздрава и такую службу создать.

- На уровне постановления правительства РФ необходимо обеспечить сохранение жилья за пациентами психиатрических стационаров.

- Общественный и правозащитный контроль УПЧ необходимо распространить на психосоматические отделения больниц, где пациентов зачастую держат привязанными к кроватям по несколько дней.

Я также поддержал предложение представителя Института им. В. П. Сербского Льва Олеговича Пережогина о проведении с членами ОНК, которые будут контролировать психиатрические учреждения, и членами других НКО, которые хотят помочь учреждениям психиатрии в соблюдении прав человека, Центром им. В.П. Сербского курсов психиатрической грамотности.

Надеюсь, что в мае этого такие курсы заработают.

Оригинал