Я не могу утверждать, что ситуация с Украиной как-то отразилась или не отразилась на семьях с детьми и на многодетных в частности. По той простой причине, что этот кризис был всегда — и сейчас он не стал «более ударным». Все, что из-за наступившего кризиса «ударило» по семьям с 1–2 детьми, «ударило» и по многодетным. Так, все «новые» пособия на детей (с 3 до 7 лет и с 8 до 17 лет) очень сложно назвать помощью многодетным семьям. Главная проблема заключается в так называемой адресности, то есть ее «хитром» применении. Если семья с низкими доходами, имеющая 1–2 детей, получает эти выплаты, то многодетная семья имеет все шансы эти выплаты не получить. В доход многодетной семьи включены даже те малые крохи, которые в нашем регионе еще имеются: ежемесячная компенсация на проезд ребенку-школьнику в городском транспорте, компенсация ЖКУ 290 рублей на члена семьи (родители и несовершеннолетние дети). Если многодетная семья признана малоимущей, то такой семье выплачивается материальная помощь на одежду и обувь один раз в год и пособия на детей (многодетный статус не учитывается).
И наоборот: семья, которая получает выплаты с 3 до 7 лет, уже не может получить статус «малоимущая семья». Этот статус, конечно, особо доходы не приносит, но учащиеся могут питаться на 43 рубля в день в школе или училище (для меня это единственный аргумент для этого унизительного статуса). Если выдали путевку в поликлинике на оздоровление, то можно воспользоваться транспортным требованием. Кроме того, в общую баню можно сходить чуть дешевле. В итоге одни пособия для малоимущих семей с детьми взаимоисключают другие пособия на этих же детей по этим же основаниям. На самом деле, это невероятно грустно: те «плюшки» многодетным и/или малоимущим становятся их доходом и при превышении хоть на 0,01 копейку семья лишается другой помощи.
У меня сложилось впечатление, что задачи помочь многодетным никогда и не стояло. Сейчас вообще огромное количество различных выплат на детей до трех лет, кормящим, одиноким, с 3 до 7 лет, но все они какие-то «хитрые», привязаны к размеру прожиточного минимума. Для одной выплаты учитывают 1,5–2 размера прожиточного минимума, для другой 1 размер прожиточного минимума. А если учесть, что размер прожиточного минимума, мягко говоря, не соответствует реальной стоимости жизни, то все и вовсе выглядит издевательством над многодетными семьями. И увеличивать размер прожиточного минимума не спешат, и размер МРОТа повышать тоже не торопятся. Не ставится в правительстве задача реального роста благосостояния семей с детьми, потому что тогда семьи просто перестанут быть контролируемыми. А как быть семьям, проживающим в сельской местности, где работа отсутствует, а село планомерно уничтожается? Чтоб получить выплату на ребенка надо подтвердить доходы, а нет доходов — нет и выплат. Круг замкнулся.
И причина не в ситуации на Украине, Западе или Востоке, а в том, что в том же правительстве очень уютно сидят те, кому как раз не нужна Россия с сытыми, довольными, счастливыми, образованными семьями, где растут такие же дети. Не нужны семьи, любящие свою страну и готовые быть ее патриотами не принудительно и показушно, а искренне и верно. А сейчас о каком патриотизме может идти речь? Я каждый день осознаю, что моему государству дети, и мои в том числе, не нужны, совсем не нужны... Если государство считает, что вкладывая в своих маленьких граждан минимум в виде прожиточного минимума в размере минимальной потребительской корзины, можно получить максимум, то так не бывает. Из таких детей вырастают только потребители, причем по максимуму, они не получили свой максимум в детстве, у них все было по минимуму. Но это мои личные размышления.
Резюмируя, первое, что надо делать — это повышать уровень реальных доходов родителей. В частности обеспечить их рабочими местами в каждом уголке, особенно в сельской местности, чтобы пособия на детей действительно были помощью государства, а не единственным способом выжить. Второе — все выплаты на детей должны быть по факту рождения. Равными на каждого ребенка — в размере реального прожиточного минимума, без предъявления каких бы то ни было требований к доходам. И это будет честно, правильно и справедливо в отношении любого ребенка в любой семье.