Разбирая архив Ухто-Печорского «Мемориала», нашел вот такой документ. Это сопроводительное письмо от 5 марта 1931 года из села Ижма в г. Сыктывкаре. Куда были направлены 33 подследственных для рассмотрения их дел тройкой полномочного представителя ОГПУ Коми области.

Заметьте, это люди лишь подозреваемые, и они направляются на «суд», который вынесет решение об их виновности или невиновности. Но само направление уже выглядит как приговор.

В разделе «Краткая характеристика», по сути, используются слова, которые ставят крест на этих людях: «кулак-доброволец белых банд», «террорист белых», «белогвардейский палач», «ярый белобандит», «вредный элемент», «белобандит», «организатор белых банд», «террорист белых», «организатор усинского восстания», «участник убийства Зыкова — организатора советской власти», «лично расстрелял 11 человек», «белогвардейский прапорщик», «доброволец белых», «предатель на расстрел белых, сочувствующих советской власти», «доброволец белых — карательного отряда», «шпион, дезертир», «организатор белых банд на личные средства», «белогвардейский шпион», «адвокат кулаков», «организатор белогвардейского восстания <…>, где были расстреляны около 50 человек», «вредный весьма элемент». И в конце списка два подследственных характеризуются довольно просто: «Арестован усть-цилемским районным уполномоченным ОГПУ тов. Волковым». Видимо, если уж Волков арестовал, то они точно в чем-то виноваты.

Хотелось бы обратить внимание, что все характеристики как бы относят нас к событиям 10-летней давности, т. е. к гражданской войне (в Коми крае война закончилась в 1921 году). Война уже как 10 лет окончена, но ненависть и желание мести, даже личной мести, осталось, и властям надо продолжить гражданскую войну в виде государственного террора.

Но пока еще Большой террор не наступил, поэтому из 35 человек, доставленных в Сыктывкар, только 10 были расстреляны, остальные осуждены на разные сроки:

Рочев Пантелеймон Иванович, житель деревни Галово Ижемского района, 42 года;

Канев Фёдор Сергеевич, крестьянин деревни Галово Ижемского района, 41 год;

Хозяинов Зиновий Фёдорович, крестьянин села Мохча Ижемского района, 47 лет;

Рочев Георгий Мартынович, счетовод села Ижма, 32 года;

Чупров Илья Дмитриевич, крестьянин-охотник села Ижма, 52 года;

Сорвачёв Иван Николаевич, крестьянин села Петрунь Ижемского района, 66 лет;

Канев Степан Агафонович, житель деревни Ошвор Ижемского района, 55 лет;

Беляев Егор Иванович, крестьянин села Петрунь Ижемского района, 48 лет;

Ануфриев Филимон Егорович, крестьянин села Кипиево Ижемского района, 62 года;

Терентьев Михаил Александрович, столяр села Краснобор Ижемского района, 43 года.

Но еще один из доставленных в Сыктывкар в марте 1931 года будет расстрелян позже, в 1937 году. Филиппов Иван Тимофеевич, крестьянин села Мошьюги Ижемского района, 69 лет.

Кстати, трое из 10 расстрелянных в 1931 году были осуждены 13 мая 1931 года: Рочев П. И., Канев Ф.С., и Тереньтев М. А., вместе с ними были осуждены два священника: вотчинский священник  Прокопий Шаламов (дядя известного русского писателя Варлама Шаламова) и вомынский священник Александр Шумков.

Получается, что все эти ижемские крестьяне в годы гражданской войны оказались не на стороне победителей, и победители спустя 10 лет после войны продолжили их преследование, но даже не через суд, а через внесудебный орган, которому было достаточно материала в характеристике на данного человека, чтобы прекратить его существование на Земле.

Ненависть, выкормленная во время войны, будет еще долго питаться людьми спустя десятилетия, и это самое страшное последствие войны.

Скорей всего, все эти 10 ижемцев были расстреляны где-то под Сыктывкаром, возможно в местечке Дырнос-дор, где в своем большинстве расстреливали осужденных в 1931 году. Во всяком случае, приговоренного 13 мая 1931 года к расстрелу священника Прокопия Шаламова расстреляли 28 мая в местечке «Дырнос-дор» в 1,5 км от окраины города, так написано в сохранившемся акте о расстреле девяти человек 28 мая. Видимо, где-то там лежат и эти 10 ижемцев. Может быть, когда-нибудь это место массового захоронения будет обнаружено в сыктывкарском пригороде Дырнос.