И вот о прошлой жизни.
Сейчас я больше юрист, а кем была раньше? Даже до журналистики? Была студенткой филфака в самый жесткий период нашей страны - с 1997 года. Одногруппники, еще не отлепившиеся от мамок, любовь которых измерялась в выменянных за козью сгущенку, полученную по талонам, сапогах, увидели мир. В буквальном смысле.
Наши англоязычные преподаватели Кетрин Логан из Ирландии и Джон из Лондона (забыла фамилию) неистово начали вдалбливать в наши тупые головы важные вещи: право на выбор, защиту, жизнь, которую хочешь, а не которую хотят другие для тебя. Им, помню, было с нами жутко некомфортно, когда мы откровенно не понимали, что насилие ничем не оправдать (для нас было нормой получать по щам, и мы же еще считали, что в чем-то, наверное, виноваты, а слов «абьюз» и «газлайтинг» тогда еще не было), и что стирать чужие границы нельзя. К слову, мы до сих пор до конца этого не осознали, даже самые продвинутые из нас.
Как-то, заметив мой интерес к Толкиену (да, я тогда играла в ролевые игры не в компьютере (ими мы еще не умели пользоваться), а на яву, бегая по заснеженному челябинскому форту с дюралевым мечом с людьми, пронзительно исполняющими на гитаре «Звезду ре-минора», увы, уже покинувшими этот грешный мир), она из своей родной Ирландии привезла мне кучу прекрасных старинных путеводителей с офигенными фото природы и людей в исторических костюмах. Вот эта забота тогда поразила. Лететь в Челябинск и думать о какой-то студентке с рыжими волосами со сказками в голове…
Тот период был настолько прекрасным для меня, романтичной дурочки, мечтавший о принцах и конях, но настолько же страшным для других девочек, которые этот глупый мир в своей голове не придумали.
Моя одногруппница-тезка, научавшая меня носить контактные линзы вместо страшно неудобных очков, которые деформировали мой нос, зарабатывала сначала танцами в ночном клубе, а потом поехала за поманившим ее продюсером на Кипр, где и погибла, выпав из окна отеля, когда ее пытались изнасиловать. К слову, ее гибель до сих пор не расследована, виновных выгородила полиция Кипра, хотя они были всем известны. Ее отец, бывший военный, до последнего верил, что справедливость существует, даже выиграл жалобу в ЕСПЧ, но…
Увы, аналогичная участь ждала еще многих девчонок. Я жила в общежитии и видела, как приезжали «братки» на мерседесах с пакетами еды как раз тогда, когда мы ели только появившуюся лапшу типа «Доширака» и собирали копейки на булку хлеба из ларька, расположенного у нашего корпуса.
Я помню то утро августа 1998-го, когда случился дефолт. Практически сразу же после объявления дефолта премьер-министр Сергей Кириенко, правительство и руководство Центробанка ушли в отставку. И вот я не понимаю, откуда эти люди снова всплыли в нашем правительстве…
Тогда мы долго не могли собраться, что делать, как тратить деньги и на что. Помню, что в месяц родители присылали мне 300 рублей, из которых часть шла на помаду и тушь, а другая - на проездной. Продукты тоже присылали родители.
После дефолта про помаду и тушь уже никто не думал. И, возвращаясь к девочкам из общаги. Им хотелось и туши, и помады, и покушать. Наблюдать их падение было страшно. Кого-то отчислили, кто-то ушел сам.
Одна из девчонок через пару лет оказалась в психиатрической больнице, когда пыталась ножом распороть себе живот…
И вот, оглядываясь назад, я вижу, что, несмотря на полученные знания нами, которые, безусловно, ценны, мы все еще не развились морально. Мы не смогли заменить наш совковый менталитет теми ценностями, которые давала нам Кетрин.
Более того, сейчас я наблюдаю обратный процесс: никакого прогресса никому не надо. «Эволюция? Шта? Пошли бы все на хрен».
Большинству уютно и хорошо сидеть в своем навозике. Безусловно, у каждого есть на это право.
Доедаешь последний хрен без соли, и тебя это не беспокоит? Имеешь право. Получаешь копейки, и тебя это устраивает? Имеешь право!
Смотришь на Первом канале передачи типа «Мужское и женское» с дегенератами и алкашами и думаешь, что еще не плохо живешь, в отличие от них, и не до конца опустился? Имеешь право!
Но вот говорить мне и другим, что им делать и куда им идти - это не твое собачье дело! Я тоже имею право.
В этой связи хочется надеяться, что в этой стране здравый смысл победит, что разум покинул не всех, и что наших, пусть не детей, но внуков и правнуков будет ждать лучшая жизнь - достойная зарплата за их работу, награды за их умы, хорошее доступное образование, внутреннее удовлетворение от своей собственной эволюции. Развитая медицина, не зависящая от импортных катетеров и шприцов, лекарства, которых будет хватать всем. И наверняка так и будет, ведь последние совковые динозавры уже доживают свой век, так устроена жизнь, они умрут в силу возраста и перестанут свои зашоренные взгляды распространять на молодое поколение.
Время движется, мир меняется, уже не избежать взаимного влияния образов жизни и культур других стран на нас в силу глобализации. И это прекрасно, хотя и жутко некомфортно людям, страдающими от комплексов имперских замашек и неполноценности.