С 1 марта в силу вступили поправки в Лесной кодекс, внесенные ФЗ-301 от 02.07.2021 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его называют законом, который разрешает капитальное строительство в рекреационных целях. Но результатом его может стать не просто уничтожение и застройка лесов, а реальные стихийные бедствия во многих регионах. И больше всего это затронет крупные российские агломерации и поставит крест на их устойчивом развитии.
Вот основные положения, которые развязывают руки застройщикам:
- В лесах, не только эксплуатационных, но и в защитных, разрешается капитальное строительство в рекреационных и других целях; застройка может затронуть все леса, близкие к населенным пунктам.
- Закон предусматривает разработку перечней объектов капитального и некапитального строительства в лесах, в зависимости от их категорий; раньше был общий перечень объектов, которые можно строить в лесах.
- В рекреационных целях застройка капитальными и некапитальными объектами ограничивается площадью 20% от участка площадью 1 га; на количество таких участков в лесничествах закон ограничений не устанавливает; то есть леса могут быть разбиты на сотни и тысячи участков.
- Проекты освоения лесов, предусматривающие строительство капитальных объектов, подлежат публикации на 15 дней, хотя экспертиза длится 30 дней, а договор аренды заключается на срок до 49 лет и реализация проекта освоения лесов может начаться хоть через 10 лет после экспертизы.
Экологические последствия капитального и некапитального строительства в лесах
Опасность для лесов представляет не только капитальное, но и некапитальное строительство. Любое вмешательство в их естественное состояние нарушает устойчивость лесов. Так, прокладка дорожек и электрокабелей в лесу приводит к повреждению корневых систем хвойных деревьев и нарушению гидрорежима почв. Искусственное освещение приводит к гибели тысяч насекомых и нарушению биоритмов у других животных и растений. Животные начинают размножаться в неподходящее время. Некоторые виды не только животных, но и растений быстро исчезают, как только в лесу начинается какое-либо благоустройство.
Строительство в защитных лесах противоречит их главному назначению — поддержанию благоприятной окружающей среды обитания человека. Нарушение естественного состояния лесов и их застройка ведут к:
- ускорению поверхностного стока воды весной и после осадков, усилению паводков, учащению наводнений, переполнению водохранилищ, прорывам дамб (как в 2020 году на Рузском водохранилище),
- снижению способности лесных почв и болот удерживать влагу и предотвращать засухи, происходит обмеление рек и озер,
- нарушению способности лесов поглощать излишки тепла за счет большой биомассы и влажного микроклимата под лесным пологом; климат в регионе становится менее устойчивым; волны аномальной жары, подобные той, что была в 2010 году, не встречают препятствий и достигают крупных городов,
- сокращению способности лесов очищать воздух от пыли и других вредных примесей, в том числе автомобильных выхлопов, и воду, сокращению запасов подземных и поверхностных пресных вод,
- снижению способности лесов поглощать энергию ветра; в результате скорость ветров в окрестностях населенных пунктов возрастает, учащаются ураганы,
- усилению ветровой эрозии почв в лесах и за их пределами,
- сокращению биоразнообразия, что ведет к нарушению круговорота веществ и цепей питания в экосистеме; экосистемы становятся менее устойчивы к неблагоприятным изменениям условий среды,
- в какой-то момент возникает цикл положительной обратной связи: чем сильнее нарушено состояние природной среды, тем скорее исчезают виды, тем быстрее нарушается природная среда,
- утрате привлекательности лесов как места отдыха.
Компенсация многочисленных экосистемных услуг в масштабах страны потребует сотен миллиардов рублей ежегодно: на строительство новых водохранилищ, санитарные рубки в усыхающих лесах, уборки ветровалов, посадки лесов, обводнение болот во избежание распространения торфяных пожаров и, наоборот, предотвращение заболачивания территорий населенных пунктов.
Нью-Йорк еще на рубеже 2000-х предпочел защитить обширные природные территории от застройки, чтобы не тратить несколько миллиардов долларов в год на строительство и обслуживание очистных сооружений на водозаборных станциях. Теперь территория водосборных бассейнов Нью-Йорка, сопоставимая по площади с Московской областью, почти целиком используется для экстенсивной рекреации. Минимальное благоустройство, минимальное вмешательство в природную среду позволяют сохранить ее притягательность для отдыхающих и максимально сократить расходы на обслуживание.
Больше всего могут пострадать защитные леса на территории крупных городов и вокруг них. Но именно здесь они и наиболее важны для сокращения расходов на здравоохранение и питьевое водоснабжение. В противном случае через 10–20 лет ни в одном крупном городе нельзя будет пить воду из-под крана.
Пострадают не только защитные, но и эксплуатационные леса, составляющие большинство российских лесов. Они крайне важны для поддержания климата на национальном и глобальном уровне. С одной стороны, многие из них – уже зрелые сообщества, где почти достигнут баланс поглощения и выделения углекислого газа (хотя они и продолжают накапливать в почве больше углерода, чем выделять). Однако среди лесов нашей страны сохранилось огромное количество болот, которые еще тысячи лет будут преимущественно накапливать углерод. Помимо этого, эти крупнейшие леса на планете вносят огромный вклад в поглощение энергии ветра и регуляцию круговорота веществ на планете, служат убежищем для тысяч видов животных, растений и грибов, где их почти не тревожат люди.
Закрытость и однобокость экспертизы проектов освоения лесов
Еще в январе органы лесного хозяйства полностью отказывали в предоставлении проектов освоения лесов на том основании, что это якобы затронет интересы арендаторов. С 1 марта вступает в силу требование публикации проектов освоения лесов, предусматривающих капитальное строительство, «не менее чем на 15 дней». Эта мера очень мало способствует открытости освоения лесов и возможности граждан ознакомиться с тем, что в скором времени будет происходить с лесами.
Во-первых, проект освоения лесов должен пройти государственную или муниципальную экспертизу, которая длится 30 дней. Во-вторых, срок действия положительного заключения экспертизы совпадает со сроком аренды лесного участка – как правило, 49 лет. И наконец, чаще всего арендатор не указывает точные сроки начала выполнения работ. Он может в первый год построить, например, «объекты системы охраны гидротехнических сооружений» - забор по периметру участка. А через 48 лет – сами сооружения. Никакой ответственности за это Лесным кодексом формально не предусмотрено, хотя здесь без особого труда можно увидеть признаки мошенничества.
К тому моменту, когда граждане обнаружат, что в лесу началась какая-то деятельность, проект освоения лесов уже, скорее всего, исчезнет из открытого доступа. А органы лесного хозяйства в ответ на просьбу его предоставить будут ссылаться на то, что срок публикации истек, а предоставление гражданам – законом не предусмотрено.
По-прежнему не предполагается публикация результатов экспертизы проектов освоения лесов. Хотя возможность доступа к такой информации следует из федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». То есть люди могут узнать о наличии положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов только со слов органов лесного хозяйства либо со слов прокуратуры. Увидеть заключение и сам проект освоения лесов можно только в суде.
Вдобавок экспертиза не предполагает никаких согласований с другими ведомствами. Например, строительство гидротехнических сооружений – это вопрос в ведении Ростехнадзора. Использование водных объектов для сброса сточных (дренажных) вод гидротехническими сооружениями, соблюдение режима охраны ООПТ и вообще их наличие в данном конкретном месте – в ведении Минприроды РФ или областных природоохранных органов.
В итоге мы имеем экспертизу, процедура и результат которой закрыты не только для граждан, но и для всего государства, кроме тех случаев, когда ею заинтересуются органы охраны правопорядка. Органы лесного хозяйства единолично решают, что можно, а что нельзя на половине территории Российской Федерации, притом что любая деятельность в лесах прямо или косвенно затрагивает интересы всех российских граждан.
Новый виток огораживания лесов
Новый перечень объектов капитального строительства в лесах (проект которого опубликован здесь https://regulation.gov.ru/projects#npa=124787) включает ряд неоднозначных формулировок. К уже знакомым «объектам системы охраны гидротехнических сооружений» добавились «линейные объекты обеспечения общественной безопасности и правопорядка». И то и другое – банальные заборы. Очевидно, что подобные формулировки используются, чтобы обойти Лесной кодекс, запрещающий арендаторам огораживать лес.
Проблема с этими «объектами охраны» не только в том, что они ограничивают доступ людей в леса. Но и в том, что их реальное использование не соответствует даже названию. Так, если бы гидротехнические сооружения представляли хоть какую-то опасность, им следовало бы присваивать один из классов от I до IV. Это классы гидротехнические сооружения, аварии на которых могут привести к чрезвычайной ситуации, гибели людей или порче имущества. По закону, их необходимо регистрировать в Российском регистре гидротехнических сооружений. Но канавы в это число не входят, а потом и охранять их не нужно.
Однако допустим, что требуется в некоторых исключительных случаях огородить сооружение. Но арендаторы чаще всего огораживают не только его, лесные участки целиком, то есть площади в разы большие, чем требуется. И тем самым «объекты охраны гидротехнического сооружения» перестает быть таковым. Ни под каким соусом такие ограждения не могли бы пройти экспертизу, если только дело не в коррупции.
«Линейные объекты обеспечения общественной безопасности и правопорядка» - это уже заборы вокруг лесов, взятых в рекреационную аренду. Вот только строить их предполагается не вокруг лесопарков и городских лесов, где, очевидно, в этом был бы смысл. Такие заборы предполагается строить во всех прочих лесах: водоохранных, нерестоохранных, ореховопромысловых, на особо охраняемых природных территориях (если нет прямого запрета в режиме охраны), в I и II поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения и так далее. То есть во всех тех лесах, от которых зависит наше благополучие и от которых зависят наши биологические ресурсы: рыба, птицы, звери, пищевые и лекарственные растения и т. д.
При этом важно отметить: забор был бы уместен по границе лесопарка, но не внутри леса. Забор не должен разделять лес на мелкие участки, так как это вносит множество нарушений в экосистему.
Есть в перечне и другие неоднозначные формулировки, которые нужно заменить однозначными или вовсе исключить: «объект капитального строительства рекреационного назначения, используемый в рекреационных целях», «комплекс открытых плоскостных спортивных сооружений» «комплекс физкультурных сооружений».
Предложения по совершенствованию нормативной базы в целях сохранения лесов и благоприятной окружающей среды российских регионов
Согласовать развитие рекреационного использования лесов и сохранение лесов как условия благоприятной окружающей среды – это важнейшая задача. Ее решение требует продолжительной и кропотливой совместной работы государства и общества.
Вот некоторые предложения, которые могут быть внедрены уже сейчас.
1) Обеспечить публикацию проектов освоения лесов и заключений государственной и муниципальной экспертизы проектов освоения лесов на весь срок экспертизы, срок действия положительного заключения экспертизы и еще не менее 30 дней.
2) Обеспечить публикацию состава экспертных комиссий по проектам освоения лесов и включения в состав комиссий представителей экологических и природоохранных ведомств.
3) Обеспечить в состав проектов освоения лесов оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) или аналогичный механизм при разработке проектов освоения лесов.
4) Обеспечить обязательное общественное обсуждение проектов освоения лесов и их оценки воздействия на окружающую среду.
5) Исключить капитальное строительство в лесах вокруг городов федерального значения, а также на территории и вокруг крупных городских округов и городов населением свыше 500 тыс. человек.
6) Исключить огораживание и строительство заборов (в том числе, строительство “объектов системы охраны гидротехнических сооружений” и “линейных объектов обеспечения общественной безопасности и правопорядка”) в лесах, которое бы препятствовало посещению лесов гражданами и миграциям животных.
7) Исключить капитальное и минимизировать некапитальное строительство в защитных лесах, за исключением беговых и велодорожек без твердого покрытия в лесопарковых зонах и городских лесах; исключить из перечней формулировки, допускающие неоднозначное толкование.
Важно, что эти предложения не требуют внесения изменений в законодательство и могут быть реализованы на уровне подзаконных актов, некоторые из которых сейчас находятся в разработке.
- «Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных, эксплуатационных, резервных лесов» (проект №124787) https://regulation.gov.ru/projects#npa=124787.
- «Об утверждении перечня объектов некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных, эксплуатационных, резервных лесов» (проект №124845) http://regulation.gov.ru/p/124845.
- «О внесении изменений в Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденные приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. №908» (Проект №123798) https://regulation.gov.ru/projects#npa=123798.
- «О внесении изменений в Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденные приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. №908» (Проект №123798) https://regulation.gov.ru/projects#npa=123798.
- «Об утверждении параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и требований к таким объектам с учетом видов использования лесов» (ID проекта 01/01/11-21/00122489; далее проект №124841) https://regulation.gov.ru/projects#npa=124841.
- Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденные приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года №69 https://docs.cntd.ru/document/902335773.