В эти дни многие люди в России пишут, что им стыдно. Нисколько не преуменьшая силы этого стыда, я бы сказал, что пока он носит отчасти виртуальный характер.

Реальность лишь усилит его, и скоро.

Сначала будет больно. Не всем. Тем семьям, в чьи дома начнут прибывать гробы. Отцам и матерям, их родным, близким и друзьям. Больно и непонятно, за что их любимый сын, брат, внук, друг сложил свою голову под Киевом, Харьковом, Сумами. В кого стрелял? От чьей руки погиб? И, главное, ЗАЧЕМ?

Потом настанет тяжелая жизнь. Сначала не для всех, но для многих. Потому что закроются сотни предприятий по всей стране, выбросив на улицы сотни тысяч работников. Считавших свою работу стабильной, а заработок - приличным. Повезет тем, у кого в семье окажется хотя бы один работающий. Можно будет как-то протянуть до лучших времен.

Потом тяжесть начнут ощущать практически все. Цены будут расти, рубль дешеветь. Конкуренция за рабочие места будет фактором проявления спонтанных выбросов социального негатива. Отсутствие платежеспособного спроса приведет к закрытию обслуживающих компаний. А это новая волна безработицы.

У государства обнаружится дефицит доходов. С учетом отказа Европы от российских нефти и газа, этот канал поступления средств в казну сильно оскудеет. Придется погашать дефицит путем поднятия налогов, поскольку других возможностей не будет. Даже занять денег будет не у кого. Во-первых, не дадут, а, во-вторых, даже если и дадут, то их придется возвращать рано или поздно. Например, островами.

Дефицит доходов приведет к сокращению расходов. Первыми под нож пойдут социальные программы. Придется надолго забыть об индексации зарплат бюджетников и пенсий. В условиях галопирующей инфляции реально располагаемые доходы граждан будут ощутимо сжиматься с каждым днем. Получать высшее образование станет бессмысленно. Количество бюджетных мест резко сократится, а на платное обучение у народа просто не хватит денег.

Вот тогда к стыду добавится еще и горечь, безнадега, депрессия. Только уже у всех.

Вспомнят ли те, кто втюхивал нам происходящее, что все началось именно с этого. Покаются ли перед остальными? Или опять найдут кого-то на стороне, чтобы обвинить во всех бедах России?

Оригинал