Мой дедушка родился в Белой Церкви. Наша с Евой любовь началась с поездки на Карпаты вместе с украинскими друзьями (это было еще при Ющенко, кажется несколько жизней назад). В детстве ездил в Крым, и никак не мешало то, что он был в другом государстве. Уже взрослым был там не знаю сколько раз - десятки, наверное. Был во Львове и в Донецке, в Киеве и Одессе.
Ни разу за все время я не сталкивался с агрессией из-за того, что там забавно называют "московским акцентом", или из-за своего паспорта. Даже после аннексии Крыма и оккупации восточной Украины большинство украинцев, с кем доводилось общаться, четко понимали разницу между россиянином и российским государством. На протяжении двух лет вместе с украинскими партнерами устраивали для интересующихся россиян поездки в Киев, Днепр, Одессу, Львов, Краматорск: была надежда сохранить какие-то связи между обществами двух стран, какое-то взаимопонимание.
Но страны дрейфовали в противоположных направлениях, все больше отдаляясь. Россияне, даже самые продвинутые, все больше увязали в болоте наших проблем, все меньше смотрели по сторонам (роль государственной пропаганды и преследований здесь тоже была велика). И тем не менее я не могу представить, что должно случиться, чтобы я начал считать украинцев своими врагами.
Важно помнить, кто начал эту военную спецоперацию и почему. Причина ненависти Путина к Украине, конечно, никак не связана с историей СССР или Российской империи. Причина в том, что украинцы посмели сами выбирать свой путь, не покорились ни Кремлю, ни его союзникам. В этом их непростительное преступление перед Лигой диктаторов.
Но я не сомневаюсь, что, как бы ни закончилась эта уже, похоже, неизбежные военные действия, Украина будет существовать, поскольку живы ее общество, идентичность, национальный дух, если хотите.
Хочу верить, что и Россия оправится от ее недуга, но уже менее в этом уверен.