Хватит плевать в голубые глаза карельских озер… Десятки гектаров акватории любимых нами водоемов планируется занять новыми форелевыми фермами – их судьба будет решаться Минсельхозом в феврале и марте. Десятки подписей против размещения садков рядом с Оленьими островами собрали жители Великой Губы.

На Онежское и Ладожское озера, как, впрочем, и на многие другие водоемы Карелии, продолжают покушаться бизнесмены от форелевого бизнеса, поддерживаемые республиканской и местными властями. 18 февраля в Минсельхозрыбпроме РК, как сообщает паблик «Экологическая справедливость», состоится очередное заседание комиссии по определению границ рыбоводных участков, которые могут занять десятки гектаров акватории карельских водоемов, в основном на Онего. А 14 марта та же комиссия, по информации общественников, рассмотрит еще семь предложений на Ладоге, Онеге, Верхнем Куйтто, озере Каскеснаволок…

Люди, живущие на берегах озер, готовящихся властью к передаче форелеводам, как правило, узнают о неприятном соседстве в последнюю очередь. Кто-то успешно сопротивляется загрязнению природы, которую, по мнению активистов, отравляют рыбные фермы, пример тому — протест жителей Ватнаволока и Суйсари, расположенных на онежских берегах.

Недавно протест выразили жители Великогубского поселения

Речь идет об участке (в документах Минсельхоза он значится под №2), как указано в информации экозащитников, расположенном около Оленьих островов на территории Лижемской губы Онежского озера и занимающем почти 50 га. «Очевидно, "предложение" №2 - это и есть тот самый "альтернативный" участок, который глава администрации Кондопожского района Садовников в декабре пытался выдать за найденный компромисс (почему-то на территории Медвежьегорского муниципального района)... – пишут экозащитники. – Жители Ватнаволока тогда оценили ситуацию мгновенно ("И получается, что у форелеводов вместо ОДНОГО рыбоводного участка будет ДВА!!!"). Но никто не мог себе представить, что форелеводы в своем желании "пойти навстречу местному населению" зайдут так далеко, что захотят еще и третий участок ("предложение" №4), причем чудовищной площади (почти 170 га на территории Новинского поселения Кондопожского района)».

«Мы против загрязнения Онежского озера! Деревня стоит намертво! Все всё знают! Все всё понимают! Ватнаволок не даст спокойной жизни форелеводам!!! Прошу максимальный репост и поддержку!!!» – написал в соцсети местный активист Егор Титов.

Узнав о готовящемся к передаче форелеводам участке у Оленьих островов (расположен на расстоянии около 5 км от протестующего Ватнаволока), жители Великой Губы собрали подписи против этих планов – более 90 человек не хотят такого соседства. Письмо, составленное активистом Игорем Бочинским, в котором выражен протест намерениям разместить форелеферму на территории поселения, ушло в Минсельхоз 7 февраля и вряд ли сделает погоду при подготовке к комиссии: отношение власти к таким заявлениям, как бы это помягче сказать, - равнодушное. Но местные жители ждут ответа… В комментариях люди пишут, что такие обращения надо прежде всего адресовать тем, кто представляет интересы жителей района в законодательном собрании, – это в том числе спикер парламента Шандалович, который к тому же возглавляет рабочую группу по защите экологии Онежского и Ладожского озер. Но он почему-то упорно молчит…

Напомним, что в ноябре 2017 года в карельском парламенте состоялся круглый стол на тему «Об охране Ладожского и Онежского озер»

Его ведущий, спикер парламента Шандалович, вначале долго перечислял тех, кто готовил это мероприятие: от депутатов Госдумы и членов Совета Федерации до ученых и общественников. «Многих волнует тема спасения экологии крупнейших водоемов Европы и обеспечения права населения пользоваться чистой водой», — пафосно заявлял спикер… На затравку участникам показали короткометражный фильм, в котором под тревожную музыку мелькали кадры замусоренных озерных берегов, а ободряющий голос диктора рассказывал, как благодаря установленным фильтрам удалось прекратить слив мазутных стоков в Онежское озеро в черте Петрозаводска… Все плохо, но ведь что-то делается – извечная уловка власти умело отразилась в мутной волне ангажированного пиара.

Разумеется, спикер не стал тогда рассказывать собравшимся, что у проблемы выросла длиннющая борода. Еще в 2000 году в ЗС РК состоялись первые парламентские слушания «Онежское озеро: современное состояние, проблемы сохранения и перспективы использования». По итогам в Госдуму было направлено обращение с просьбой «рассмотреть возможность урегулирования федеральным законодательством проблем сохранения водоемов, имеющих стратегические запасы пресной воды, особо уязвимых для антропогенного воздействия и в то же время имеющих важное значение для развития экономики субъектов федерации, на территории которых они находятся (озера Онежское, Ладожское и другие) с разработкой федеральных законов».

— Карелия производит 70% российской форели, но при этом страдают пресноводные водоемы, – подчеркнул на том круглом столе известный специалист в области водных проблем, член-корреспондент РАН, научный сотрудник отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН Николай Филатов. – Пора брать пример с Норвегии, где рыбоводческие хозяйства выведены в море, экосистема которого гораздо меньше страдает от подобного соседства. Напомню, что у нас тоже есть море… 

Еще Филатов поставил в пример Великие Американские озера, система которых напоминает нашу Онежско-Ладожскую, но гораздо разумней защищена от разрушения.

На круглом столе много говорили об отсутствии водоочистных сооружений и ядовитых стоках. Отчаяние прорывалось и в выступлении начальника Карельского филиала Карелрыбвода Сергея Иванова: в Онежском и Ладожском озерах стремительно сокращаются рыбные запасы. Если несколько лет назад в Онежском озере можно было выловить сига весом до 8 кг, то сейчас максимум – 1,5. Беда с судаком, его запасы тают из-за варварского вылова в местах нереста. С 2010 года в Онего резко пошли на убыль и запасы лосося, вплоть до того, что стало невозможно собрать достаточное количество икры для заводского воспроизводства мальков. По словам Сергея Иванова, чтобы уничтожить рыбные запасы, достаточно одного-двух лет, а чтобы их восстановить, потребуются десятилетия.

Тогда, четыре года назад, проект закона «Об охране Онежского и Ладожского озер» участники круглого стола одобрили единогласно, сделав акцент на необходимости не откладывать его в долгий ящик и добиться федерального финансирования основных проектов по защите стратегически важных для России и Европы озер

С первого обращения депутатов ЗС Карелии в Госдуму о необходимости защитить стратегические водоему республики прошло – вдумайтесь только – больше 20 лет! Не сделано ничего! Правда, в процессе подготовки к празднованию 100-летия Карелии весной 2019 года спикер карельского парламента Шандалович по возвращении из Москвы рассказал правительственному изданию, что «прорабатывается вопрос по созданию проекта „Сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер“ или включение его в отдельный федеральный проект в составе национального проекта „Экология“». Но больше мы об этой инициативе не слышали. А что рабочая группа под руководством Шандаловича?

Она, судя по информации в правительственных СМИ, работает не покладая рук, готовятся поправки в федеральное законодательство, направленные на защиту Ладожского и Онежского озер... В преддверии прошлогодних выборов на заседании группы депутаты сделали вид, что «разделяют обеспокоенность жителей республики по поводу загрязнения водоемов рыбоводными хозяйствами, поэтому парламент продолжит настаивать на том, чтобы решения о выделении новых участков для разведения форели принимались с учетом мнения населения». Министр сельского и рыбного хозяйства Лабинов заверил, что его ведомство разрабатывает порядок предоставления рыбоводных участков, проект которого будет обсуждаться с депутатами законодательного собрания…

Обещания остались обещаниями, жители по-прежнему пишут обращения с десятками подписей, требуя избавить их от форелевого соседства, как могут борются против форелевого экоцида. В сентябре 2022 года – новые выборы, на этот раз главы Карелии. Власть снова сделает вид, что слышит население, или пойдет напролом, уступая форелевому бизнесу, убивающему «голубые глаза» Карелии?

Мы попросили прокомментировать сложившуюся в Карелии ситуацию Андрея Рогалевича, который выступает против варварской эксплуатации водных ресурсов республики:

«Очень жаль, что в вопросах увеличения числа форелевых хозяйств власти Карелии так и не научились или не хотят слушать людей. Рано или поздно, на мой взгляд, произойдет необратимая экологическая катастрофа. Катастрофа, которая нанесет непоправимый ущерб. Примеров варварского отношения к природе со стороны форелеводов мы все прекрасно знаем немало. Граждане как могут противостоят и стараются защитить места своего жительства. Главная задача у людей - отстоять озера для себя и своих детей. Мы все хотим видеть чистыми наши реки и озера. И это желание вполне оправдано. Но хочет ли этого власть? Почему с таким упорством они отстаивают интересы форелеводов?»

Оригинал