Пока пензенские «экологи» и разные там «зеленые» занимаются ерундой типа пропаганды раздельного сбора мусора, в Никольском районе полным ходом идет строительство цеха по сжиганию мусора. И мало никому не покажется. Об этом – статья из газеты «Улица Московская».

В Никольском районе Пензенской области в ближайшие годы планируется реализовать весьма неоднозначный в плане экологической безопасности проект. На производственных площадях ООО «Азия Цемент» в рамках национального проекта «Экология» готовятся запустить цех по использованию альтернативного топлива. Альтернативой природному газу будет служить так называемое RDF-топливо, или, проще говоря, мусор, который невозможно переработать, его можно только сжигать или захоранивать.

ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ?

В первых числах февраля в редакцию «Улицы Московской» обратились жители сразу нескольких населённых пунктов Никольского района – с. Усть-Инза, р. п. Сура и с. Павловка. В течение последних лет они пытаются остановить реализацию проекта по переходу ООО «Азия Цемент», расположенного в непосредственной близости от этих сёл, на альтернативное топливо.

Весной 2021 г. историю этой борьбы рассказывала районная газета «Знамя труда», через пару месяцев тему подхватил небезызвестный блогер Снегирёв. После того как 5 июня Никольский район посетил тогда ещё врио губернатора Олег Мельниченко и пообщался с активистами, накал страстей вокруг строительства цеха вроде как сошёл на нет. Людям дали понять, что проект реализовываться не будет.

«Нам этого здесь не надо!» – цитирует слова Олега Мельниченко одна из активисток, жительница села Усть-Инза Майя Шаипова, присутствовавшая на встрече.

И вот спустя практически полгода с момента встречи с губернатором у местных жителей вновь возникли подозрения, что вопрос окончательно не решен.

«На одном из сайтов я нашла информацию, что предприятие разыгрывает тендер на строительство цеха и склада под резину, – рассказывает Майя Шаипова. – Население Усть-Инзы и близлежащих сёл привыкло к слою мела, который регулярно накрывает наши дома, землю и машины.

Но что произойдёт, когда на заводе начнут сжигать мусор? У нас красивейшие заповедные места в Никольском районе.»

В связи с этим «УМ» направила запрос в областное правительство. 11 февраля на почту корреспондента пришло письмо за подписью председателя правительства Николая Симонова, где исполнителем значился министр экономики и промышленности Алмаз Хакимов.

Приводим ответ целиком:

«В рамках национального проекта «Экология» Правительством Российской Федерации принято решение об использовании ресурсов цементных заводов для утилизации остаточных продуктов мусоросортировочных комплексов. После определенной подготовки, включающей в себя, в том числе, устранение опасных для сжигания веществ, остаточные продукты могут послужить альтернативным топливом для производства тепловой энергии, необходимой для производства цемента. Данная технология утилизации является наиболее безопасной с точки зрения экологии, так как цементные заводы могут использовать исключительно подготовленное топливо, прошедшее полный комплекс обработки отходов.

ООО «Азия Цемент» реализует проект «Цех по использованию альтернативного топлива» на цементном заводе ООО «Азия Цемент» с 2019 года. В декабре 2021 года проектная документация Цеха получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Плановые сроки сдачи объекта в эксплуатацию – 2022-2023 гг.».

ИСТОРИЯ МУСОРНОГО ДЕЛА

Поскольку ответ содержит, по сути, окончательный и бесповоротный вариант развития событий, возникает логичный вопрос – что же было 5 июня 2021 г. на встрече активистов с врио губернатора Олегом Мельниченко? Может, кто-то из ответственных лиц проигнорировал мнение главы региона, которое корреспондент «УМ» всецело разделяет, погрузившись в историю мусорного вопроса.

Предлагаем ознакомиться с ним и читателю. И для этого надо вернуться в 2019 г., когда в стране была провозглашена мусорная реформа. Перед реформаторами, а именно Правительством РФ, президент Владимир Путин тогда поставил задачу – к 2030 г. сократить количество захоронений отходов на 50%. Для её решения наши чиновники обратились, что вполне предсказуемо, к опыту прогрессивных стран Европы и Америки.

Изучив зарубежные практики, российские чиновники решили пойти несколькими путями: построить мусоросжигающие заводы и внедрить в стране так называемое RDF-топливо, или Refuse-derived fuel. Иными словами, топливо, получаемое при сжигании неперерабатываемых отходов. В мировой практике его применяют на металлургических и цементных заводах в качестве альтернативы природному газу или углю.

В России мусорное топливо, поскольку оно идеально вписывается в производственный процесс, решили апробировать на цементных заводах. При сжигании таких отходов в специальной вращающейся печи при температуре свыше 2000 градусов Цельсия, помимо высвобождения тепловой энергии, образуется клинкер. Его перемалывают с гипсом и в результате получают цемент.

На сегодняшний день на альтернативное топливо перешёл цементный завод в Калужской области. На очереди Пензенская область?

ОТКУДА БЕРУТСЯ «ХВОСТЫ»

А теперь о самом неоднозначном в этой технологии – непосредственно о RDF-топливе. Его производят на мусоросортировочных заводах, коих в России пока совсем мало. После отсеивания бумаги, стекла, картона, металла, органических отходов и перерабатываемого пластика образуются так называемые «хвосты». Состоят они из резиновых покрышек, дерева, ткани и неперерабатываемого пластика.

Судьба этих хвостов может быть следующая: их захоранивают на полигонах, направляют на мусоросжигательные заводы или делают из них альтернативное топливо. Для этого непригодный для переработки мусор измельчают, делают гранулы, прессуют в брикеты и затем отправляют на цементные заводы, где они служат тем самым альтернативным топливом на производстве. Экономия природного газа в этом случае может достигать 15-25%.

При этом в сети Интернет можно встретить достаточное количество материалов, в равной степени как ратующих за подобный способ утилизации непригодного мусора, так и категорично его отвергающих.

Сторонники RDF-топлива заявляют о его полной экологической безопасности. Якобы высокая температура в специальных печах не даёт образовываться вредной золе, а многоуровневая система фильтров сокращает в разы или полностью блокирует вредные выбросы в атмосферу.

Тем временем специалисты российского отделения Гринпис утверждают совершенно обратное.

Читать далее на сайте газеты "Улица Московская"

Елена Дёмина