Наконец-то начал читать неподъемный альманах "Россия 2050".

Это сборник философских, публицистических, художественных эссе и даже комиксов о том, какой будет Россия через 30 плюс/минус лет. Я люблю альтернативную историю и футурологию, особенно в "жестком" формате, когда прогнозы или альтернативы основаны не на произволе автора ("я художник, я так вижу, давайте переиграем XX век, потому что он какой-то неудачный вышел" - я в компьютерные стратежки так играю), а на существующих и описанных тенденциях в общественной и политической жизни и экономике. С этой точки зрения "Россия 2050" - вполне себе "жесткое" прогнозирование, хотя результаты, к которым приходят авторы, подчас оказываются противоположными.

Я пока прочитал далеко не все, но уже заметил две тенденции, в которых сходятся довольно большое число авторов. Первая умиляет - это "левый поворот" в мировой и российской политике и общественной мысли. Будущее в их версии будет коллективистским, социальным: либо в виде безусловного базового дохода, либо в виде самоуправляемых и самодостаточных коммун, либо даже в виде реализованной коммунистической мечты (очищенной от идеологических наслоений XX века) и братьев Стругацких об обществе, в котором все материальные потребности удовлетворены (за счет повсеместной роботизации и всего такого), а человечество (и Россия в первых рядах) сосредотачивается на решении гуманитарных проблем и этических вопросов.

Кстати, удивительно, но киберпанка (антипода левой коммунистической мечте) в этой книге я не нашел. То ли фантазировать о нем страшно, то ли просто незачем, потому что эту сказку мы уже сделали былью.

А вторая тенденция невероятно пугает. Она связана с первой, она следует из всеобщего распространения цифровых технологий и этих ваших интернетов. Это - обязательная и безусловная публичность. Никакое общество будущего - ни левое, ни правое - не даст человеку добиться успеха, если он не делится с ним информацией о себе. В одном из эссе это проговаривается напрямую: того, что в 90-е годы прошлого века считалось ценностями приватности и свободы, больше не существует.

На 90-е годы прошлого века пришлось мое взросление и становление моих взглядов на мир, и мне до сих пор очень тяжело привыкнуть к этой добровольно-принудительной транспарентности в этих ваших соцсеточках и прочих "безопасных городах".

Но деваться некуда, личный бренд сам себя не построит, поэтому после прочтения "России 2050" я решил немного расширить свое присутствие в интернете и запилить себе Instagram и Telegram-канал. А то меня тут не так давно упрекали, что я тут закрыл комментарии от нефрендов, - увы, такое вот у меня понимание безопасного общения в интернете.

Оригинал