Пока мы ждем принятия закона о домашнем насилии (а вместо него нам впаривают какие-то сходные нормы, которые вроде бы регулируют указанные правоотношения), тут подоспела новая норма, которая делает домашнюю жизнь менее досягаемой для регулирования извне.
Чем это грозит жертвам домашнего насилия, давайте разберемся.
Речь идет о законопроекте о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ (законопроект «О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса РФ), согласно которому не будут считаться превышением пределов необходимой самообороны действия лица, «направленные на защиту от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для его жизни или проживающих с ним лиц», либо на защиту имущества при незаконном проникновении злоумышленника в жилье. Да, норма неплохая. Хозяева в процессе защиты своего имущества применяют силу и потом за это расплачиваются, поскольку хилые преступники страдают от действий своих жертв больше, чем этого им хочется.
⠀
Каждый у нас в стране права свои прекрасно знает, и даже сам нарушая закон, не забывают пользоваться защитой этого же самого закона и извлекать пользу. Как раньше говорили? «Вор должен сидеть в тюрьме»? А теперь в тюрьму попадают те, кто защищал свой дом от вора. Это несправедливо. Хорошо, что обратили на это внимание и пытаются исправить.
Но другую сторону данной нормы нельзя не рассмотреть.
Вот представьте домашнего насильника. Учиняет он насилие над членами семьи, а об этом знают соседи или знакомые. Они или сами стали свидетелями, или откликнулись на призыв жертвы этого насильника. Спешат помочь. Что мешает этому насильнику отметелить спасителя, а потом еще и повернуть все так, что тот, якобы, покушался на жизнь его или проживающих с ним лиц?
То есть, инициатива эта не так уж однозначно принесет всем пользу. Жертвам домашнего насилия точно уж не принесет. Наоборот, отнимет последние шансы на получение помощи извне. Ведь кто угодно мог бы случайно остановить насильника, а сейчас уже нет. Не только получит за это, да еще и замучится потом доказывать, что не покушался и действовал в интересах членов его семьи.
Да, самое время тревогу бить в данном вопросе.
Норма не должна трактоваться двояко. Нельзя, чтобы закон ущемлял права одних в угоду другим. Четко нужно понимать пределы действия этой нормы и субъектный состав. Исключения необходимо предусмотреть, причинно-следственную связь обозначить. Пока не видно ничего этого.
Документом предлагается предоставить гражданам право всеми способами защищать свою жизнь, родных и близких от любого преступного посягательства лиц, незаконно проникающих в дом или квартиру. Кто теперь поручится за родных и близких домашнего насильника, от чего он их начнет в данном случае защищать? От тех, кто попытается защитить их от него самого? Или этой нормой институт благородных защитников-волонтеров будет убит окончательно? Кто защитит тогда жертв домашнего насилия? Только государство? Не смешите!
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, согласно действующему законодательству, законопослушный гражданин, защищая себя и своих близких, должен оценивать характер опасности насилия или угрозы. Остается только рассчитывать, что домашние насильники не читают пояснительных записок, не следят за изменениями в законодательстве и все являются законопослушными гражданами. Из практики, однако, ничто на жизнеспособность такой надежды не указывает.
Так что дом для некоторых граждан может в скором времени совершенно законно превратиться в тюрьму под бдительной стражей своего же домашнего тюремщика, и бесполезно будет несчастным ждать своего Робин Гуда или Зорро какого-нибудь. Ибо уже не будут тюремщики такие связаны пределами необходимой самообороны. Вот так хорошая инициатива для одних может превратиться в ад для других.