Математика назначения наказания
Прокурор попросила шесть лет пять месяцев, шесть лет шесть месяцев и девять лет троим подсудимым соответственно. На момент вменяемых действий им было по 14 лет. Подросткам вменяют хранение взрывчатки и листовки с призывами. Основная статья — «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» (205.3 УК), как будто речь идет о лагерях боевиков Хаттаба. Именно эта статья обеспечила и следствие в ФСБ, и военный суд, и основную тяжесть запрошенного наказания.
Не буду здесь вдаваться в анализ доказательств. Парни не отрицают, что химичили с селитрой, но ни одного устройства не изъято. Изначально госбезопасность собиралась вменять им листовки и оправдание терроризма, но когда узнали, что им по 14 (а за оправдание уголовная ответственность с 16 лет), внезапно решили повесить детям обучение в школе террористов.
Интересен вопрос назначения наказания. По статье 205.3 суд не может назначить условное лишение свободы, не может назначить ниже низшего. В ней (в отличие от статьи об оправдании терроризма, как у Светланы Прокопьевой или Юрия Хованского) нет альтернативного наказания - только лишение свободы. Только реальное. И вилка от 15 лет до пожизненного.
При этом несовершеннолетним пожизненное не назначается и максимально возможный срок ограничен 10 годами лишения свободы. На первый взгляд получается, что вилки детям как бы и нет - и минимум 10, и максимум 10.
Но Уголовный кодекс отдельно регулирует назначение наказания несовершеннолетним. Во-первых, при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей кодекса, сокращается наполовину (часть 6.1 статьи 88 УК РФ). Поскольку максимальная планка для несовершеннолетних 10 лет, следовательно, минимальная становится 5 лет.
Во-вторых, Пленум Верховного суда РФ (от 1 февраля 2011 года) разъяснил судам, что при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих верхняя планка санкции не может превышать 2/3 максимального наказания, предусмотренного статьей (пункт 19). Следовательно, при наличии смягчающих обстоятельств вилка для несовершеннолетних становится от 5 до 6,5 года лишения свободы. Именно столько попросила прокурор в прениях для двух подсудимых, которые писали явки с повинной и давали нужные следствию показания. Никите Уварову, который от явки отказался, заявил о давлении, вину не признал, прокурор сочла справедливым назначить девять лет лишения свободы (под самый потолок). При этом смягчающие обстоятельства есть у каждого из троих, а отягчающих ни у кого. Вчера Никита выступил с ярким последним словом. Защищает его адвокат Владимир Васин.
Таким образом, если суд оставит в приговоре террористическую статью, то он зажат рамками назначения наказания в пределах 5 и 6,5 года реального лишения свободы, если суд учтет имеющиеся смягчающие обстоятельства. При этом все трое подростков уже давно на свободе, каждый провел в СИЗО около года. Такой приговор будет означать их взятие под стражу в зале суда. Если суд «лагеря Хаттаба» не усмотрит, они все выйдут на свободу. Оглашение назначено на 11:00 по московскому времени 10 февраля.