В дремучие времена задачи были сугубо материальными. Захватить нажитое не тобой добро, местных жителей сделать рабами и какое-то время прогуливать награбленное и заработанное рабским трудом.

Потом меркантильные интересы стали прикрывать всякого рода теориями, например «мы - цивилизованные, а они - варвары». Мы им несем блага цивилизации. Или: они там жируют не по средствам, а мы тут корой питаемся. Надо их наказать за роскошь.

Потом христиане огнем и мечом несли свет истинной веры язычникам и басурманам. Потом басурмане несли свет еще более истиной веры христианам и язычникам. Потом - монархии и республики, потом капиталисты и коммунисты, закончилось все сверхлюдьми и всеми остальными.

После Второй мировой войны стало понятно, что ни экономические, ни политические, ни территориальные задачи путем войны не решить. В результате войны проблем возникает больше, чем до нее. Начиная от колоссальной убыли трудоспособного населения и заканчивая необходимостью вложения не менее колоссальных средств в восстановление экономики захваченных территорий. И это при населении, ненавидящем захватчика.

Цивилизованные страны сегодня предпочитают завоевывать не физические территории, а экономические рынки. Не захватывать квалифицированную рабочую силу, ученых, изобретателей и т. п., но покупать их, предлагая конкурентную плату.

Конечно, ответить на это можно, жахнув по Вашингтону атомной бомбой. Но какая задача будет при этом решена, вот в чем вопрос.

Оригинал