Судя по всему, республиканская власть за четыре года так и не сумела приучить себя слушать гражданское общество. А попытки продемонстрировать внимание к запросам и требованиям людей выходят сомнительными, особенно накануне очередных выборов...
Все помнят, как зимой 2017 года в Карелии бушевали страсти вокруг Сунского бора, на защиту которого от вырубки вышли местные жители - в основном люди пенсионного возраста. Защитники, которых в российской прессе окрестили "сунскими партизанами", жили зимой в палатках, чтобы не подпустить технику в лесной массив. И взяли верх. Тогда даже правительственная пресса признала эту победу: "Впервые общественность добилась того, что горнодобывающая компания прекратила разработку карьера и добровольно покинула месторождение. Если кратко – «партизаны» победили. Сунский бор сохранен. Что дальше?" - писал сайт "Республика".
Тогда только что назначенный на должность врио главы Карелии Артур Парфенчиков, публично поддержавший решение о прекращении права пользования на месторождение Южно-Сунское, получил симпатии граждан, что было немаловажно перед сентябрьскими губернаторскими выборами. "Что дальше?" - спрашивала "Республика". А дальше - после избрания Прафенчикова - диалог не заладился...
Из самых мощных противостояний граждан и власти вспомним борьбу за сохранение "Каменного бора" в Петрозаводске, где, как считают активисты, вопреки здравому смыслу был вырублен лес и началось строительство детского сада в опасном месте - на скале. При этом был снесен мемориал погибшему при обороне столицы Карелии юному бойцу Яше Степанову. Общественность прошла суды, но в итоге гражданское общество потерпело поражение...
И вот новое противостояние, всколыхнувшее Петрозаводск
Опять-таки без предварительного обсуждения с жителями власть приняла решение о строительстве объектов кластера зимних видов спорта в районе Кургана. Только под стрельбище необходимо вырубить пять тысяч хвойных деревьев, чем будет нанесен огромный урон легким города... 20 января группа инициативных граждан и представители власти встретились для обсуждения перспектив Кургана - два с половиной часа общественники (а в зал пустили не всех желающих) с фактами и результатами опросов жителей и специалистов в руках отстаивали свою позицию. Власть порой с надуманными и нелепыми аргументами - свою....
Гражданская активистка Анастасия Неровная, которая стала одним из лидеров в борьбе по защите Кургана от вырубки, написала по итогам встречи подробную статью, собрав в одно место все доводы и аргументы - читайте, здесь вся история подробно.
Свое мнение о прошедшей на Кургане встрече, опираясь на свой опыт борьбы с решениями чиновников, высказали защитники "Каменного бора" в своем паблике.
"В общем, предчувствия подтвердились. Еще раз убедились, что задушевные разговоры власти и народа в наше время - затея сомнительная. Все-таки суд - гораздо более подходящее место для таких встреч. Хотя бы даже и Российский суд, хотя лучше, конечно, Европейский.
Общественности дали высказаться, излить свою боль, задать вопросы властям, после чего вышел сити-менеджер и теперь уже строгим отцовским тоном (видимо, так он себя позиционирует) заявил примерно следующее: ладно, ребятишки, поговорили и хватит. Вот по таким-то и таким-то пунктам будет вот так, ибо я так считаю...".
Выступление главы города Любарского, который позиционировал себя обычным горожанином, выглядело как обычный чиновничий спич, где по пунктам разбирались предложения граждан с целью отмести их предложения по переносу объектов кластера в другие места. "НАПРИМЕР: "Ну мы что, ради базы в Новом Лососинном готовы вырубить 120 Га леса?! - Конечно, нет", - разбирают выступление градоначальника хранители. ОТВЕЧАЕМ: конечно да, Владимир Константинович! Вы, кстати, не знаете сколько в данный момент леса выпилено и продолжает пилиться вдоль старой Машезерской дороги, вовсе не ради какого то кластера, а просто на продажу?! Лес на Кургане представляет особую ценность, потому что он в городе. Сравните, например, посещаемость этого леса с лесом в Новом Лососинном, так вы сможете сравнить значимость этих двух лесов для жителей...".
Другое предложенное общественностью место - бывший стадион "Спартак" - тоже было забраковано Любарским
"Процедура изъятия частной земли в районе Сулажгоры предусматривает выкуп по коммерческой цене, возмещение убытка и упущенной выгоды - мы готовы пойти на эти траты?!", - пишут с его слов хранители. - Еще один интересный вопрос от мэра, с тремя неизвестными, из которых две - "возмещение убытка" и "упущенная выгода" могут в том числе и равняться нулю, да и вообще сразу вспоминается ситуация с воздвигнутой вокруг строящегося детского сада "Великой стеной" в Каменном бору, на которую как-то очень легко нашлись десятки миллионов из местного бюджета. Кстати, по последним данным, теперь и сам садик будет достраиваться за средства местного бюджета - средства быстро находятся, когда дело касается проблем самой власти и вовсе не из "личного кармана депутата Рыбакова". Ученый и депутат Петросовета Дмитрий Рыбаков в своем выступлении предложил найти возможность вернуть землю в Сулажгоре городу, ведь нашлось же у правительства Карелии 60 миллионов бюджетных рублей на выкуп у предпринимателя Белуги бывшего стадиона "Машиностроитель"...
"Сегодня на Кургане соблюдается баланс интересов между спортсменами и жителями города. И те, и другие мешают друг другу, и те, и другие терпят друг друга. Затея с кластером нарушает этот баланс и, к сожалению, ведет к конфликту этих двух групп. На сегодня Курган принадлежит и спортсменам, и жителям, и ни та, ни другая группа не является полноправным и единственным хозяином этой территории. Из риторики же властей, в том числе из вчерашнего выступления главы, следует как раз обратное: у спортсменов на этот объект виды, и власть на их стороне. Мы у вас, жителей, его заберем (оставив вам некоторую часть в пользование), а взамен дадим вам... - НИЧЕГО! Вот такой деловой разговор пока получается.
- А для чего вы у нас забираете Курган?! - как бы вопрошаем мы.
- А мы попробуем там построить "Нью Васюки", и тогда, может даже получится международные соревнования там проводить. А может, впрочем, и не получится, как это сейчас происходит с уже построенным биатлонным комплексом в Костомукше, но это тоже ничего страшного, ответственность за это никто не понесет, - с сарказмом пишет паблик "Хранители Каменного бора". - В ответ на такое хочется взять калькулятор, посчитать и перевести в цифры - что такое есть для сотен тысяч горожан Курган - перевести его рекреационную ценность в рубли или доллары в год и сказать спортсменам и чиновникам: "Вот смотрите, вот такую компенсацию вы должны будете выплачивать горожанам за ваш проект, потянете?!" А то как-то несправедливо получается: кому-то миллиарды без всякой ответственности, а кому-то пеньки на месте парка...".
Мы не случайно вспомнили в начале про то, как местные жители боролись за Сунский бор и победили. История повторяется, но если четыре года назад выводы властью были сделаны, в том числе под давлением политической ситуации - предстоящих выборов, то сегодня чиновники встали стеной. Только чиновники не могут не понимать, что масштаб противостояния изменился: в борьбе за Курган поднимется не горстка пенсионеров из небольшой деревни, а столица Карелии - Петрозаводск с населением около 300 тысяч человек, для большинства из которых Курган - это любимое место отдыха, отказаться от которого вряд ли кто захочет.
Общественники подготовили обращение к главе Карелии, мэру Петрозаводска и депутатам ЗС РК , в котором требуют сохранить Курган в его первозданном виде, начался сбор подписей, который продлиться до 1 февраля.