В своих ковыряниях в документах и воспоминаниях озадачился одной проблемой. В Инте, в лагере, сразу после войны сидела советская разведчица Евгения Дмитриевна Врублевская.
В годы войны она входила в известную «Красную капеллу», гестапо арестовало ее, и она отсидела в разных тюрьмах в фашистской Германии. После окончания войны ее задержали органы НКВД и осудили за шпионаж. Свой срок она отбывала в лагерях Инты. Евгения Дмитриевна оставила воспоминания.
Так вот, в одном из ее воспоминаний упоминается, что в застенках НКВД она виделась с Анной Ивановной Поповой, второй женой великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, которой на момент встречи было 83 года.
Евгения Дмитриевна вспоминает не только ее, она вспоминает, что видела в лагере в Инте жену композитора Прокофьева — Лину Лувера, жену артиста Бориса Чиркова — Нину Горскую, жену академика Чаянова — Ольгу Эммануиловну. И все эти люди документально подтверждены, что они были в лагере в Инте. А вот нахождение где-либо в местах лишения свободы НКВД жены Дмитрия Менделеева нигде не подтверждено.
Но тут еще есть проблемы. Анна Ивановна (Попова) Менделеева родилась в 1860 году, а умерла по официальным данным в 1942 году во время блокады Ленинграда в доме престарелых. Т. е. она умерла в 82 года. А Врублевская была арестована НКВД в 1945 году, после освобождения Германии, а в лагерь в Инту была отправлена в 1948 году. Представим себе, что смерть Менделеевой в блокадном Ленинграде — это ошибка, может, ее успели эвакуировать. Если бы Врублевская видела Менделееву, то ей было бы 85 лет или 88 лет, не меньше. Может, Евгения Дмитриевна видела какую-то старушку в местах лишения свободы, которая представилась ей Анной Ивановной Менделеевой. Не понятно, где Врублевская видела Менделееву: в тюрьмах НКВД в Москве, или в Ленинграде, или уже в Инте. Не понятно. И в архиве не покопаешься.