Говоря о капиталистическом обществе, необходимо главным образом говорить о менталитете людей. Здесь, по этому поводу я вспомнил случай, когда мы разговаривали с русским из Казахстана, с которым мы очень неплохо знакомы.
Наш герой переехал в Россию на ПМЖ уже после падения Советского Союза, как и многие другие русские, проживавшие в этой республике Союза, или бывшего Союза. Так вот, по его словам, он работал на шахте в Казахстане, долго работал. И вот шахту казахские власти сдали в аренду канадцам на 40 лет. Кстати, канадцы управились за 20 лет, и выгребли из шахты все, что для них представляло ценность, а потом уехали, бросив свою технику.
Так вот, мой друг говорил, что при канадцах шахта по-другому начала работать. Вводились электронные пропуска, каждый специалист доказывал новым владельцам свою квалификацию, пошли сокращения и повысили вдвое и более зарплату. Также, как он сказал, условия работы улучшились…
Канадцы поставили новую технику, и если что-то из нее выходило из строя, то не ремонтировали, а выбрасывали. Был на шахте установлен и жесткий режим: прогулял – увольнение, запах спиртного – увольнение, везде видеокамеры, фиксирующие рабочий день шахтера, - не тянешь если на своем месте, то переведут на другую, менее оплачиваемую работу. Простудился и не вышел на работу(?) – неси медицинскую справку. Повторно принес медицинскую справку - переведут на нижеоплачиваемую должность. Не болей. И каким бы ты классным специалистом не был, но за нарушение трудовой дисциплины переведут на другой участок работы с понижением в зарплате или же уволят. Жестко… да, но…
Не каждый человек и даже не каждый народ готов соответствовать таким жестким условиям труда, а значит, не каждый народ может перейти к промышленному капитализму и стать нацией, ведь нация создается через капиталистические отношения. Проще сказать, массы людей, спаянные едиными интересами обогащения, добиваются власти в стране, формируют под свои интересы законы государства, вытесняют из своего сообщества лишние элементы, мешающие им развиваться, и проводят они всю эту деятельность через свою партию диктатуры. Называлось это еще со времен Древней Греции демократией. А сама демократия является синонимом промышленного капитализма, и она всегда тесно связана с такими понятиями, как национализм и расизм, - это вам для кругозора.
Однако вернемся к жестким условиям, в которые поставлен человек капитализма, рассматривая выше указанную практику с канадцами. Так вот, именно таким образом и формируется менталитет человека капиталистического. Однако, прошу заметить, что если в такие условия жесткие ставится коллектив работодателем, то этот же работодатель обеспечивает своих работников надлежащими условиями труда и высокими зарплатами, и, кстати, если ты идешь на переработку, то не за «ура», а за деньги и добровольно. Вот так должно быть везде.
Все же рассуждения о высоком уровне жизни крестьян в РИ и бывших крестьян, а затем уже рабочих заводов в 1913 году, или же рассуждения о «золотых цепочках» советских бухгалтеров, а также рассуждения о том, как «лучше стало в нулевых, чем при СССР», - все это химеры, которые призваны оправдать дикость. Ведь все указанные рассуждения - это рассуждения о том, в какую эпоху «крепостному» человеку, рабу или полурабу жилось лучше. Кроме того, что за 1913 год, что за 2021 год, берется всегда средняя зарплата по стране, а СССР в каком-нибудь так в году 1979-м преподносится в низких ценах на продукты питания, и это все никак не может выражать полной картины той жизни, что была в обозначенные годы. Я же говорю о другом:
«Должно быть строго, но за это строго надо платить более чем достойно, обеспечивая работника человеческими условиями труда!»
Человек капитализма имеет, как я уже и отмечал, менталитет, который в корне отличается от менталитета крестьянина-общинника. Человек капитализма работает за деньги, и такой человек будет еще как принимать участие в формировании тех законов, которые плодотворно скажутся на росте его материального благосостояния. Это не человек крестьянской общины, который свято верит в помазанника божьего и готов принять любую власть для себя – темный фатализм лежит в основе всех действий человека из феодализма.
Человек капитализма ответственен за себя, за свое настоящее и за свое будущее. Он это настоящее и будущее строит сам. Человек же общинного менталитета всецело полагается на власть, барин может облагодетельствовать, и если на то барская воля, то и выпороть может. Какая уж здесь борьба за свои интересы, участие в выборных процессах и референдумах… Как такой человек может решать судьбу государства или принимать какие-либо нормативные акты?
Наша историческая эпоха является эпохой борьбы, трансформации всего и вся. Сейчас рушатся не только старые моральные установки, как составляющие архаичной экономической модели, но и идет жесткая борьба менталитета крестьянского, феодального с менталитетом человека города, с менталитетом «человека капиталистического».
Человек, связанный с земледельческой культурой, уходит, естественно уступая свое место «человеку города». Смерть русского народа связана напрямую с этой борьбой. Это является глобальной перестройкой всего русского общества, и ничего страшного я в этом не вижу, так как со смертью русского народа, как народа, который относится к культуре земледельческой, освобождается место для рождения русской политической нации. Такая нация будет уже основываться на городской культурной составляющей и всецело соответствовать новым экономическим отношениям, выраженным в промышленном капитализме.
Лев Трапезников