У русского народа есть любопытная особенность – он завидует богатым, но сам в их ряды не торопится. Потому к купцам в России отношение было весьма настороженным даже до того, как в стране победило мировоззрение Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Потом красное знамя взметнулось над страной – и купца истребили, как класс.
Оказалось, впрочем, что без него жизнь тоже получается какой-то слишком несообразной. И уже через 50–60 лет после революции произошел курьез, крайне огорчительный для коммунистов всего земного шара: в стране победившего социализма стал особенно ярко котироваться труд человека, работающего в сфере обслуживания и торговли. Кто не верит в этот факт, может посмотреть фильмы «Ты мне – я тебе», «Блондинка за углом» или перечитать роман братьев Вайнеров «Объезжайте на дороге сбитых кошек и собак».
Легко понять, что довольно быстро ситуация поменялась – более всего отмене социализма в 1991 году радовались как раз те люди, которых впоследствии назвали представителями «малого бизнеса и предпринимательства». Радость их оказалась недолгой и продлилась, по разным оценкам, лет 7–8. Уже в конце девяностых государство начало по разным поводам вторгаться в деятельность предпринимателей. Конечно, цели декларировались самые что ни на есть благородные. К примеру, ограждение потребителя от опасной или контрафактной продукции. Или, допустим, забота о моральном облике россиян. Но ввиду того, что окончательного искоренения малого бизнеса тоже не предполагалось, возобладал подход, который затем хорошо описал Абрам Аграновский в рассказе «Философия Шаи Дынькина». Собственно, именно в этом произведении вопрос взаимодействия власти, которая не хочет ничего менять; и бизнеса, который хочет жить, исчерпываются полностью. Вот цитата из рассказа, которая принадлежит его герою (орфография и стилистика Шаи Дынькина по возможности сохранены):
Призывает до себя генерал Вандерфлит Ивана и говорит: «На тебе, Иван, овечку. У ней десять фунтов. Корми и пои ее, чтобы через два года она имела десять фунтов». Сидит Иван и плачет: что делать? Не кормить — сдохнет. Кормить хоть водой — прибавит вес... Приходит цыган и спрашивает: что, Иван, плачешь? Однем словом, тут целый разговор идет. Но я скажу конец: цыган достал волка, привязал его к сараю, где овца живет, и овца на сколько покушает за день, на столько худеет от страха за волка, и через два года Иван отдал Вандер-флиту обратно овечку в десять фунтов. А смысл этой сказки вот какой. Это самое сделали с нами. Дали свободную торговлю всерьез и надолго, дали овце корму довольно, но поставили с одной стороны волка, а с другой — льва. С одной стороны — кооперация с госторговлей, а с другой — финагент. Но овца не может иметь пользы от этого корма, ибо она кушает и оглядывается, авось изорвут ее. Скажите же, какая может быть польза, какой жир, какая, спрашивается, мясо и какой вообще аппетит? С «волком» все понятно – этот тот самый госаппарат, который заставляет худеть «овцу» ярославского малого и среднего бизнеса. А вот что выступает тут в качестве «пряника»? А главное – зачем он нужен, если государство давно уже определилось с малым и средним бизнесом, Казалось бы – противоречие. Но тут нужно смотреть на вопрос шире, в рамках державной парадигмы. В государственной сфере помощи предпринимателям задействованы огромные деньги. Если в одночасье этот кран «прикрутить», предприниматели худо-бедно выживут. Народ крепкий – и не такие времена переживали. Зато огромное количество чиновников, якобы «помогающих» бизнесу, будет мгновенно отлучено от «кормушки». Значит, что нужно? Оказывать такую «помощь», чтобы она оказывалась куда более востребованной самими чиновниками, чем теми, кому они призваны «помогать». Чтобы бизнес, вроде как бы рос – но при этом не становился самодостаточным.
Самый простой пример тому – деятельность ярославского бизнес-инкубатора. Помогают здесь начинающим предпринимателям двумя вещами: площадями по небольшой арендной ставке (которые, впрочем, можно занимать только три года) и полезными советами.
О том, каков уровень этих советов, можно узнать, посетив, например, страницу означенной организации в социальной сети «ВКонтакте». Уже самые верхние три темы обозначают то, как работу предпринимателей понимают чиновники. «Семинар «Азбука продаж» - как сделать самопрезентацию». «Как запустить продукт и увеличить продажи за следующие 7 дней?». «Азбука продаж. Продающая самопрезентация». Ничего не напоминает? Как же: тот самый спам, который так и валится в личные сообщения и в электронную почту – стоит лишь известным «коучам» обзавестись адресами российского гражданина. Собственно и семинары эти ведут те же самые «коучи», о чем простодушно свидетельствуют подписи к постам. Остается только вспомнить, что каждое слово этих ребят обходится слушателям в неимоверные деньги (кто сам оплачивал подобные семинары или вебинары, об этом весьма неплохо осведомлен), а эффективность его, прямо скажем, находится на уровне статистической погрешности. В противном случае Россия давно бы стала страной преуспевающих людей.
Получается, что деньги за свои семинары «коучи» получают из бюджета. О размерах мы можем только догадываться, об эффективности же такой работы поговорили с Алексеем Н. – ярославским предпринимателем, который в минувшие два года сменил вид деятельности.
- Никогда не тянулся за бюджетной помощью, – пояснил тот. – Система грантов там такая: за каждый полученный рубль нужно отчитаться в таких масштабах, что приходится купить одной только канцелярки рубля на три. Семинары, которые там проводятся, частично полезны – но не тому, кто сам уже освоился в российском предпринимательстве. А частично их темы просто смешны. Ну, какой у меня может быть HR - в фирме, где работа есть на 8–10 человек и эти люди задействованы здесь уже второй десяток лет? Зачем мне реклама – чтобы собрать заказы, которые я заведомо не успею выполнить? А когда дело коснулось ковида, так и вовсе пришлось закрываться. Заказы прекратились после первого локдауна – а на две выплаты в размере МРОТ мои сотрудники и месяц бы не прожили.
Получается интересное «кино» – бюджетные деньги уходят странным «специалистам» обучающим делать презентации, а в хвалебных пресс-релизах правительства области, посвященных бизнес-инкубатору – все те же «яйца». То есть названия трех-четырех фирм, кочующих из одного документа в другой. И еще один любопытный факт – на странице портала правительства области под адресом есть ссылка на ярославский бизнес инкубатор. При попытке перейти по ней попадаешь почему-то на сайт широко известного онлайн казино. Естественно, что этот сбой скоро будет исправлен, но сам факт, что называется, говорит за себя убедительнее, чем тысячи слов официальных пресс-релизов. А теперь зададимся вопросом: почему более половины выпускников ярославских школ мечтают стать вовсе не предпринимателями, а именно чиновниками?