Интересный опыт: мы как общество не знаем, как себя вести при наступлении мрака. Если вот у людей, живших в конце 1940-х - начале 1950-х, был некий пережитый коллективный опыт, доставшийся им с 1930-х, то у нас такого нет. Остались лишь кусочки переживаний освобождения от мрака, страха, опасений.
У крестьянского населения России были общие культурные механизмы/алгоритмы действий, как готовиться к наступающему ужасу голода, т. к. это периодически происходило (частые неурожаи). По понятным причинам сейчас это неактуально и даже самые фундаментальные инстинкты в виде закупки соли, спичек, крупы постепенно отмирают.
А вот как обществу реагировать на звук приближающихся шагов палача - вопрос.
Ответа на который культура не дает.
Более того, сам палач не знает, что его ждет за поворотом, и тоже двигается наощупь, сканируя реакцию цепенеющих разрозненных миллионов.
Пока что, как это показано в актуальной комедии "Не смотри наверх", кроме механизмов автоматического вытеснения ничего нет. В условиях отсутствия понятного набора действий (проверенного, опять же, опытом, которого нет) - внимание смещается в ближний радиус действий и на повседневную, "позитивную" повестку в надежде, что чаша сия [именно меня] минует.