Помню, каким страшным откровением было для меня узнать про приказ №00447. Про факт массовых репрессий - со школы знала, а однажды вдруг прочитала этот текст и осознала: это же план. Хозяйственный, сука, план по расстрелам. План, который надо выполнить и перевыполнить - разорвись, а сделай. Даже призрака законности не стоит тут рядом - раз есть план, будут натяжки, подтасовки и перегибы - то есть смерти ни в чем не повинных и никому не опасных людей.

Вообще все вопросы к режиму, такое устроившему, отпадают. Как и к другому режиму, который это не осудил и, наоборот, такими решениями, как суд над «Мемориалом»*, поддерживает.

 

А на фото - иллюстрация к так и не вышедшему материалу. Это внучка расстрелянного гдовского крестьянина на заре [как казалось] новой России, пробралась в архив КГБ и тайком сделала выписки из его дела. Она потом стала активной участницей псковского «Мемориала»*.

"Так вот, я в сапог положила тетрадку, согнула ее вот так, тайно... Тогда еще не было камер, представьте себе, но я об этом не знала. Но то, что там решетки, они внушали очень даже плохой ужас: на окнах решетки – это все не очень хорошо. И я ручку спрятала в сапоге. И когда нас оставили в комнате, принесли документы вот эти, я вытащила тетрадку и тайно стала писать. Села так к двери, что если бы зашли, чтобы я могла хотя бы сюда спрятать. И я все, что могла, записала в эту тетрадку. А ночами сидела и ревела".

Оригинал