Очевидный вывод, напрашивающийся после изучения очередного творения единороссов Клишаса и Крашенинникова, внесенного в Госдуму. Новый законопроект, призванный определить место органов МСУ в системе публичной власти, куда их «вписали» поправки к Конституции, определило это место на свалке истории. Ликвидация советов, права на собрание и прочие «прелести» единороссовской публичной власти, уже приведшие в восторг глав районов и округов, а всех здравомыслящих северян – в тихий ужас. Давайте разберемся, что ждет Архангельскую область с принятием этого закона.
Итак:
1) Останутся только округа – городские и муниципальные. И мнение жителей или органов МСУ уже никого волновать не будет – статус будет определяться областным законом исходя из количества жителей и плотности расселения.
2) Органы МСУ теперь будут представлять собой зеркальное отражение органов госвласти – представительный орган (собрание депутатов), администрация и глава. И именно с главой муниципального образования законодатели намудрили, на мой взгляд, бессмысленнее всего.
Во-первых, способ избрания главы МО будет определяться областным законом. Да, т. е. областным собранием, а не жителями или депутатами на местах.
Во-вторых, всего будет три варианта избрания главы МО: прямые выборы (очевидно, не для нашего региона) из числа избранных в собрание депутатов либо депутатами из числа представленных губернатором кандидатур. Учитывая, что последний вариант – это еще менее демократичный аналог тех бессмысленных чиновничьих комиссий, которые утверждают кандидатуры для избрания главами сейчас, нет никаких сомнений, что после принятия закона именно этот способ, по сути, назначения глав округов будет утвержден единороссовским большинством.
Таким образом, глава МО сможет по подобию главы региона либо возглавить окружную администрацию, либо набрать собственный штат миньонов и на организацию деятельности исполнительного органа МСУ не растрачиваться…
3) Главы станут госслужащими. Да, именно это и привело в восторг всех действующих глав районов и округов, расхваливающих на все лады законопроект. Они уже примеряют на себя госзарплату и гос-«плюшки», поскольку считают, что смогут по полной вкусить все прелести госчиновничества без каких-либо обязательств. Но, на самом деле это делается для тех «уважаемых» и «хороших» людей, которые не обладают какими-либо выдающими знаниями и опытом и которых уже нет возможности устроить в и без того раздутую областную администрацию. Вас не устраивает местный глава? Готовьтесь к главе из Архангельска или Магадана — откуда угодно, откуда будет нужно губернатору, а не местному населению.
4) «Увольнение» за недостижение каких-то показателей эффективности? Ой, не смешите, «показатели» есть и сейчас. И что, Реутова сняли с Коношского района за футбол на кладбище или неспособность построить школу и не только? Или, может, Чечулин дорабатывает в Пинежском районе последние дни за отказ от участия в нацпроектах? Может, Мартынов вышел на пенсию после нереализованной мусорной реформы в районе или из-за неспособности наладить сообщение между населенными пунктами района не по зимнику? Нет, сидят и не парятся, и не потому что заменить их некем, а потому, что удобны региональному руководству. Мнение и интересы местного населения здесь не котируются. И новые главы будут отсиживать за госзарплату и гос-«плюшки», только они уже ничем не будут связаны с «землей».
5) «Теперь администрации не смогут перекидывать ответственность друг на друга». На самом деле ответственность администраций любого уровня четко разграничена в действующем федеральном законе, а новый закон совершенно ничего не меняет, он просто ликвидирует органы власти на местах. Там может даже остаться какое-то «представительство», у которого уже не будет полномочий и денег для решения насущных вопросов – они будут только собирать обращения и недовольство местных жителей. У нас в регионе, кстати, есть примеры такого отношения – посетите Лешуконский или Пинежский район. Посмотрите, как живут жители деревень, к которым нет дороги, только зимник. Кто и за чей счет заказывает технику для чистки дорог от снега? Думаете, главу, который, кроме как зарплатой, больше ничем с рабочим местом не связан, будет волновать уборка снега в Кушкопале, к примеру? Ой, да не смешите! Действующего районного главу не волнует даже, что там дороги знаками не оборудованы, - его рабочее место в 30 км по бездорожью оборудовано.
6) Как уже можно было догадаться, все основополагающие вопросы деятельности органов муниципального самоуправления будут решаться на региональном уровне – это назначение глав МО, система муниципальных выборов в представительные органы. Более того, за собственный счет этим органам еще нужно будет обеспечивать доступность медицинской помощи, что сейчас согласно 323-ФЗ обеспечивается преимущественно организациями, оказывающими медпомощь. И речь в новом законе идет уже не о «создании условий для решения вопроса местного значения», а о конкретных полномочиях и обязанностях. В связи с этим логично предположить дальнейшую передачу подчинения ФАПов, поликлиник и больниц с регионального уровня на муниципальный. И, да, денег в бюджете это не прибавит. Вы оптимизацию медицины плохим словом поминали? Похоже, это были только цветочки…
7) Свобода собраний осталась только в Конституции. С принятием закона граждане смогут собираться мирно и без оружия по собственной инициативе, только если соответствующее собрание назначено представительным органом (собранием депутатов). Аналогичная ситуация и со сходом граждан, проживающих в населенных пунктах без органов МСУ, и собраниями жильцов МКД – любое собрание граждан, не назначенное соответствующим представительным органом, автоматически становится несогласованным митингом. При этом собираться граждане смогут (только с разрешения) либо для избрания старосты, либо для определения размера самообложения, либо для обращения в органы МСУ. Самообложение – это когда отчаявшиеся граждане, уставшие ждать исполнения полномочий чиновниками, решают, по сколько надо скинуться, чтобы решить давно не решаемые проблемы. А деньги «самооблагаются», кстати, в бюджет МО… Такого хардкора даже «кровавые коммуняки» не творили…
В начале года мы уже разбирали единороссовскую инициативу по «объединению» муниципалитетов в округа (подробнее по ссылке). Еще до того, как она стала федеральным законопроектом. Нигде, кроме взятых врасплох Каргопольского и Вилегодского районов да «дожатого» Плесецкого, эта инициатива не нашла поддержки. Не помогли ни увещевания, ни угрозы – северяне очень быстро осознали, что никаких положительных изменений для Архангельской области она не несет.
Огромные, и так с трудом управляемые территории будут просто брошены на произвол судьбы, пока не вымрут окончательно. Бюджетных средств, изъятых из нижестоящих муниципалитетов с их ликвидацией и полученных от продажи муниципальной собственности, хватит на какое-то время для поддержания раздутых и неэффективных окружных администраций, но от людей на местах они будут дальше, чем когда-либо. По сути, это та же оптимизация, которую пережило здравоохранение, когда от поликлиник и больниц в каждом городе и селе региона мы перешли к необходимости везти рожениц в областной центр и к очередям длиною в год к узким детским специалистам. Кому от этого стало лучше?
Затяжной управленческий кризис не решить ликвидацией органов власти так же, как не вылечить головную боль ударом топора. Как минимум размер и объективная специфика нашего региона, как и других территорий Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, требует внесения в закон Клишаса - Крашенинникова исключения и оставления двух уровней в структуре органов МСУ. Пусть органы местного самоуправления не входят в систему здравоохранения так же, как они не входили в недавно придуманную систему публичной власти, но одно бесспорно: чем дальше власть от границ территории, которой управляет, тем менее управляема вся территория, а неуправляемые территории вымирают.