В топе новостей до второй декады января не встретить ни одной позитивной новости
Приблизительно с 30 декабря Россия начинает готовиться к Новому году. Меняется и российский интернет. В топе поисковой системы «Яндекс» вплоть до второй декады января не встретить ни одной позитивной новости. Отныне – и до выхода граждан на работу – там будут сплошные убийства, пожары и прочие неприятности.
Причин тому две. Одна из них – общая деградация журналистики, которая практически полностью ушла в мировую паутину, и там, видимо, ее съел некий еще неизвестный человечеству цифровой паук. Если же говорить непосредственно о праздничных днях, то причина здесь простая – информационный голод.
- Практически все информационные агентства сегодня получают информацию не из первых уст, а из новостных лент, - пояснил один из наиболее опытных ярославских журналистов старой, еще «доинтернетной» школы. – Сами же новостные ленты наполняются преимущественно силами пресс-служб разнообразных ведомств. В этом смысле можно сказать, что именно пресс-секретари являются сегодня главными поставщиками новостей. Проблема новогодних каникул в том, что все они в последних числах декабря уходят на каникулы. «У аппарата» остаются только пресс-службы тех отраслей, которые обеспечивают непрерывный цикл жизнеобеспечения. Это МВД, МЧС, экстренные коммунальные службы, облздрав. Соответственно, и новости они выдают исключительно в своей тематике. Спасатели пишут о спасенных во время инцидентов, скорая помощь – о тех, кого спасти не удалось, полиция – о тех, от кого спасались граждане, коммунальщики – о прорвавшихся трубах и опавших проводах. Конечно, в новогодние каникулы происходит масса позитивного, но… для того чтобы об этом вещать, необходимо как минимум оказаться на месте события. Чего не может позволить себе современный «журналист», поскольку он сидит у монитора и ждет, когда добрые люди выложат ему порцию очередных новостей.
Большая часть травмированных – жертвы семейного насилия
С одной стороны, здесь все логично: многое происходит, но обретает вид информации только там, где этим занимаются профессионалы. Но если обратиться к тем же медикам скорой помощи, причины криминального апокалипсиса окажутся несколько другими – они, оказывается, реальные, а не виртуальные. Как правило, количество вызовов, равно как и экстренных госпитализаций в отделение травматологии, кратно возрастает к 3–4 января и достигает пика к концу рождественско-новогодних каникул. Большая часть травмированных, увы – жертвы семейного насилия.
До сих пор мы с вами говорили о фундаментальных причинах этой неприятности – роли женщины в патриархальной семье, неразвитости государственных и общественных институтов в деле помощи жертвам домашнего насилия, историческом пути нашей страны… Сегодня речь пойдет о вещах простых и банальных. Об алкоголе. Как говорил в свое время главный нарколог Ярославской области Валерий Федосеевич Мельников, в деле потребления спиртного есть три фактора – объем, концентрация и длительность употребления. Когда речь идет о стандартном бытовом пьянстве, оно сдерживается по большей части графиком рабочей недели: в пятницу, допустим, человек пристрастившийся может себе позволить. В воскресенье – уже с трудом. Наутро ему имеет смысл выходить на работу с более или менее свежей головой. В итоге его организм получает дней пять на реабилитацию.
Все становится не так именно в новогодние праздники
Они, как известно, стартуют корпоративами дня за два-три до знаменательной даты, финишируя только дней через 10 после нее. Итого – почти две недели, которые человек без фантазии может посвятить «себе любимому». И это уже – совсем другая история, даже с точки зрения медицины. Если пьянство по выходным ограничивается только неадекватностью пьющего, то в 12–13 дней ничего не мешает ему свободно довести себя стадии острого алкогольного психоза.
- В отношении алкоголя у человека есть несколько последовательных биохимических барьеров, - пояснил психиатр-нарколог Олег Р. – Они сформировались эволюционно, поскольку алкоголь является метаболитом биохимических процессов человека – он выделяется в нашем организме. Но в строго ограниченных количествах – ровно столько, сколько его необходимо, чтобы эти процессы шли в соответствии с их предназначением. Когда человек употребляет спиртные напитки один-два дня, это может его даже убить – зависит от дозы. Но при «стандартном» состоянии здоровья пациента его психические механизмы не пострадают. Если же говорить о пяти-шести днях употребления алкоголя подряд, то здесь многие системы защиты просто выходят из строя. Самое главное, что в их ряду и те, которые оберегают от воздействия алкоголя и продуктов его распада, то, что определяет сущность человека, – его ЦНС, центральную нервную систему. Это еще нельзя назвать психозом, но человек может начать действовать так, как ни он сам, ни его близкие от него просто не ждут. И что самое опасное, предсказать, где та самая грань, не может никто. Здесь на первый план выходят не количество и не крепость напитков, а именно продолжительность их употребления. Равно как нельзя определиться и с тем, как будет выражен отказ механизмов самоконтроля пациентов. Потерпевшие близкие всегда описывают это приблизительно в одних и тех же терминах: вот только что был нормальный человек, а спустя каких-нибудь полчаса он уже вытворяет такие «подвиги», что впору от него только прятаться.
Спрятаться удается не всегда. К примеру, знакомые реаниматологи показали мне несколько рентгенограмм, на которых в легком у потерпевшей был обнаружен ее собственный зуб. Выбитый, естественно, мужем, в приступе пьяной агрессии. Случилось это не в Новый год, а ближе к рождеству, когда, в полном соответствии с наблюдениями психиатров-наркологов, «резьба» у некоторых наших сограждан не держит вообще ни одну «гайку».
В этом смысле инициатива некоторых наших народных избранников о том, что на время новогодних каникул было бы неплохо ограничить или даже вовсе прекратить продажу алкоголя, не кажется такой уж безумной. Другой вопрос, что, как и всякий «сухой закон», этот обязательно наткнется на массу последствий, которые будут, можно не сомневаться, еще хуже, чем алкоголизм, как таковой. Навскидку можно сказать, что увеличится потребление суррогатов – в том числе и промышленных жидкостей; население активно начнет заниматься закупкой спиртного впрок; расцветет (и уже, можно ручаться, не угаснет) самогоноварение. А вслед за ним, естественно, страну захлестнет еще один вал домашнего насилия. Потому что Новый год, как известно, семейный праздник.
Остается одно: существенно увеличить ответственность за преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, – как это было, например, в позднем СССР. Чтобы человек думал о последствиях еще до того момента, как «зеленый змий» (вкупе с Дедом Морозом) лишат его этой способности и возможности на долгие 10–12 дней.