На фото столица самого угольного штата Австралии Брисбен. Квинсленд добывает примерно столько же угля, как и Кузбасс. Одного порядка цифры.
Я часто сравниваю угольную отрасль России и Австралии. Или угольный регион Кузбасс с угольным регионом Австралии. Связано это с тем, что у нас одного порядка объем добычи угля, но все другое очень разное.
В Австралии добывают примерно 500 млн тонн угля, а в России 400.
Дальше все очень разное. Отношение к углю, к угольной сфере. С одной стороны никто не молится на уголь, как происходит, например, у нас в Кузбассе. Хотя уголь добывают, наверное, в каждом штате Австралии. В столице самого угольного региона Квинсленде Брисбен не найти памятники шахтерам, углю (возможно, они где-то есть) и прочим атрибутам угольной промышленности. Брисбен один из туристических городов, и его трудно связать с угольной отраслью. С другой стороны, зарплаты в угольной промышленности самые высокие в стране. Выше даже чем в финансовом секторе или у врачей. Шахтеры получают 120–150 тысяч долларов и даже 200 тысяч. Это зарплаты именно шахтеров, а не руководства.
Следующее, что нас разнит, - это размещение угольных предприятий. У нас шахты и разрезы находятся в населенных пунктах или рядом с ними, а в Австралии такого нет. Добыча происходит далеко от населенных пунктов.
Мы серьезно отстаем в производительности труда. В Австралии при добыче 500 млн тонн угля занято шахтеров всего 38 тыс. человек, а всего всех, кто прямо или косвенно занят, 150 тысяч человек. У нас же при добыче 400 млн тонн угля в угольной отрасли работает 150 тыс. человек и еще 500 тыс. человек в смежных. Низкие зарплаты сдерживают технологическое развитие. Зачем вкладываться в технологии, если можно дешево нанять рабочую силу.
Еще наши угольные отрасли сильно отличаются по экологическим стандартам. У них даже есть угольные генерации с нулевым выбросом СО2.
Важно, что университеты Квинсленда входят в рейтинги лучших вузов мира, а вузы Кузбасса не входят даже в рейтинги лучших вузов страны.
Т. е даже одни и те же отрасли промышленности могут в разных странах сильно отличаться. Вопрос лишь в отношении к людям. Как понимаете, уголь и австралийские собственники предприятий и наши собственники предприятий продают по одной и той же рыночной мировой цене. Но результат абсолютно разный.