Резонансный случай произошел в селе Актаныш РТ. Осенью семья на местном кладбище похоронила православного жителя Набережных Челнов в соответствии с его последней волей. Через несколько дней неизвестные осквернили могилу, спилив деревянный крест. По факту возбуждено уголовное дело.

Фото: личный архив

Кем был усопший? 

Виктор Смирнов проживал в городе Набережные Челны. В селе Актаныш у супруги Виктора был опустевший родительский дом, в котором семья вела хозяйство. Здесь же мужчина был прописан. Полюбив Актаныш всей душой, он захотел быть похороненным в этой местности. Родом Виктор был из г. Будённовска Ставропольского края, большую часть жизни прожил там, был казаком. Когда в 1995 году в городе случился теракт, он принимал участие в ликвидации его последствий, не разбираясь, кому он помогает - мусульманам или православным. У Виктора были свои твердые убеждения и своя религия - православная. Когда мужчина переехал в Татарстан, он также не делил людей по признаку религии или национальности и женился на татарке. Хотя поводов для неприязни у человека могло быть предостаточно: террористы в Будённовске тоже представлялись мусульманами. Виктор, наверное, и подумать не мог, что кто-то в Актаныше - там, где продают и покупают алкоголь и свинину, - спилит крест на его могиле. А жители будут говорить, что они, мол, татары, мусульмане, и религия им не позволяет лицезреть кресты… Знал ли он, с какими проявлениями национализма и халатности местных властей придется столкнуться родственникам, исполнившим его волю?

Как новость о спиленном кресте восприняли местные жители? 

Население села отреагировало бурно. Среди комментариев к посту в местном сообществе во «ВКонтакте» встречаются и радикальные выражения. Многие жители села Актаныш уверены, что кладбища на территории села – а их два - мусульманские. Изучая комментарии к посту, я выяснила, что этот конфликт подпитан не только религиозными распрями, но и проявлениями национализма. Больше половины комментариев, на мой взгляд, - это разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Эта дикость происходит в наши дни в самом сердце многонациональной и многоконфессиональной России и малой родине Минтимера Шаймиева под руководством бывшего министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова. Ну что же, людей не переделаешь. Единственным способом договориться остается обращение к закону. Что же он говорит?

Правда ли, что кладбища села Актаныш – мусульманские? 

На официальном сайте Актанышского муниципального района aktanysh.tatarstan.ru находим документ «Положение об организации ритуальных услуг, погребения и содержание мест захоронения (кладбищ) на территории Актанышского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ» №19 от 18.06.2015 г. Согласно документу, кладбища на территории села Актаныш носят статус общественных, а не вероисповедальных.

Что означает статус общественного кладбища?

На этот вопрос нам отвечает Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». На территории РФ кладбища по обычаям подразделяются на общественные, вероисповедальные и воинские. Закон гласит, что вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры, общественные – разных вер. Также закон гарантирует, что любой человек имеет право быть похороненным с учетом обычаев своей веры. Например, на могилу мусульманина может быть поставлен памятник с полумесяцем, а на могилу православного - крест. Надо отметить, что не бывает татарских или русских кладбищ. Любое деление по национальному признаку - это разжигание межнациональной розни и дискриминация, преследуемые по закону. Из вышесказанного следует, что на любом из кладбищ села Актаныш может быть захоронен усопший любой веры. 

Кто руководит на кладбище? Роль некоего смотрителя выполняет Ильдус Хусаинов — якобы дает разрешение на похороны и определяет места для могил. Так и произошло при похоронах Виктора Смирнова. Родственники взяли у смотрителя разрешение на захоронение мужчины в одном из кладбищ села Актаныш - там, где уж есть несколько могил православных усопших. Правда, когда гроб уже был закопан в могилу, смотритель кладбища предупредил, что среди жителей села есть радикально настроенные мусульмане, которые могут убрать крест. Кроме того, в дальнейшем я узнала от него, что имам-мухтасиб Актанышского района Руслан хазрат Муртазин не разрешает устанавливать кресты на православные могилы.

Законны ли такие ограничения? Пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает: «Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно». Вышеупомянутое Положение №19 от 18.06.2015 г. также обязывает всех граждан самостоятельно соблюдать указанные в нем требования. Документ не предусматривает смотрителя и разрешает устанавливать надмогильное сооружение в виде креста. По словам заместителя главы Актанышского муниципального района Райхан Галимяновой, Ильдус Хусаинов работает на должности смотрителя неофициально. Получается, что власти Актаныша через него выражают свою неофициальную позицию?

В чем заключаются позиции представителей местной власти и духовенства? 

Чтобы выяснить это, мы дважды (в октябре и начале ноября) встретились с заместителем главы Актанышского муниципального района Галимяновой Райхан Фелусовной. На одной из встреч также присутствовали руководитель Актанышского сельского исполкома Хузин Ильнур Тагирович и имам-мухтасиб Актанышского района Руслан хазрат Муртазин. По словам Райхан Фелусовны, Актанышский район сегодня - это район с самым большим количеством татар в Республике Татарстан. Руководство района старается сохранить татарский язык и существующую «национальную чистоту». В разговоре заместитель главы Актанышского муниципального района высказалась о нежелательности переезда в эти места представителей русской национальности. Касаясь ситуации с осквернением могилы нашего родственника, чиновница «по-человечески» попросила не восстанавливать спиленный крест. Глава Актанышского района Фаттахов Энгель Навапович, со слов Галимяновой, также «против того, чтобы устанавливать крест».

Энгель Навапович Фаттахов является главой Актанышского муниципального района с сентября 2018 года. Чиновник пришел на пост министра образования Татарстана в октябре 2012 года. В конце 2017 года был отправлен в отставку. Предположительно, вследствие крупного скандала - отмены обязательного изучения татарского языка в школах Татарстана. СМИ писали, что последние несколько месяцев перед увольнением Энгель Фаттахов провел в Москве в попытке договориться и прийти к компромиссу по изучению татарского языка. Но не получилось.

Руслан хазрат также просил оставить могилу Виктора Смирнова без креста. 

— У нас 97% населения — татары, и наши аксакалы там… Они увидят, и на меня все смотрят. Я ответственный, что не увидел, в стороне остался, и все возмущения на меня, - сказал имам-мухтасиб на встрече.

Райхан Фелусовна поддержала представителя местного духовенства. 

— Вы стопроцентно правы, - обратилась она к нам. - Но мы хотим учесть и мнение наших бабаев тоже.

Насколько мы поняли, имам-мухтасиб Руслан хазрат, видимо, всецело поддерживает позицию местных властей и, более того, по факту сам является их неофициальной частью. Например, 9 мая на торжествах у памятника неизвестному солдату хазрат читает молитву. Вроде бы доброе дело, но почему-то от РПЦ никого не было…

Фото: личный архив

Что за край татарский? 

Актанышский район – важнейшая для татарской идентичности часть республики. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в районе проживает 31971 человек. Из них около 96,2% составляют татары (включая кряшен, астраханских и сибирских татар), около 1,6% марийцев, 0,65% русских. Также на территории района проживают чуваши, удмурты, мордва, украинцы, башкиры (информация предоставлена на tatstat.gks.ru).

 
 
 

На территории района сегодня - около 60 мечетей и ни одного православного храма. Актанышский район территориально относится к Альметьевской епархии Татарстанской митрополии РПЦ. Протоиерей отец Иоанн Антипов рассказал: «Мы пытались организовать приход, но нам сказали: здесь он не нужен. То, что в православных селах даже с одним жителем-мусульманином ставится мечеть, – это факт. И никого не спрашивают. А в Актанышском районе храм запретили, сказали, что сожгут». По словам духовного служителя, в Татарстане уже не раз были случаи разрушения крестов.

Что местная власть может сделать во избежание дальнейших конфликтов? 

Во-первых, органы местного самоуправления могут провести информационную работу с населением села Актаныш. Мы обратились к Галимяновой Р. Ф. с предложением донести до жителей информацию о статусах сельских кладбищ и юридическом значении этих статусов. Для информирования предложили задействовать СМИ, смотрителей кладбищ, службу по вопросам похоронного дела, администрацию сельского исполкома, духовенство. Райхан Фелусовна ответила, что службы по вопросам похоронного дела в Актаныше нет. Население будет проинформировано на народных собраниях по налогообложению (сходах граждан), проводимых с 18 по 23 ноября 2021 года, и затем - через местную прессу. На сегодняшний день обещание чиновницы по факту остается только обещанием…

Во-вторых, по решению местного самоуправления на территории общественного кладбища могут быть выделены отдельные вероисповедальные зоны. Например, на территории кладбища, где похоронен Виктор и другие православные, хорошим решением стало бы захоронение православных в зоне, отделенной от мест погребения мусульман. И эти зоны разделить свободным от захоронений пространством - так называемой моральной полосой. Федеральный закон дает возможность реализовать это решение на уровне местного самоуправления. Такая практика широко распространена в российских городах. И это неудивительно: она позволяет избежать возникновения любых межконфессиональных конфликтов.

В-третьих, согласно «Положению об организации ритуальных услуг, погребения и содержание мест захоронения (кладбищ) на территории Актанышского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ» №19 от 18.06.2015 г. территория кладбища подразделяется на несколько функциональных зон. Одной из зон является зеленая защитная зона, или зона "моральной защиты" по периметру кладбища. Это плотная полоса насаждений деревьев, разделяющая ритуальное пространство от общей территории села. На кладбище со стороны проезжей части нет зеленой полосы и видны все могилы, в том числе могила Виктора с крестом. Соблюдай местная власть положения собственного документа, крест не был бы выставлен на обозрение всему селу.

В-четвертых, статья 27 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» позволяет (но не обязывает) создать попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела. Этот совет контролирует соблюдение норм законодательства в сфере, которая касается каждого жителя. Райхан Фелусовна обещала рассмотреть наше предложение по созданию в Актанышском районе такого наблюдательного органа. Но на сегодняшний день, как видим, дальше обещания дело не пошло.

В-пятых, органы местного самоуправления обязаны создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Каждый житель может обратиться в эту службу для получения гарантированного перечня бесплатных услуг, предусмотренных Федеральным законом №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Однако, со слов Галимяновой Р. Ф., на сегодняшний день в Актанышском районе такая служба не создана. Стоит отметить, что тарифы финансирования на эти услуги утверждаются ежегодно - на официальном портале правовой информации РТ имеются «Постановления об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в Актанышском муниципальном районе РТ». Получается, похоронная служба отсутствует, а тарифы на списание бюджетных денег установлены. Интересно, да? К этому вопросу я вернусь в отдельной статье.

Нужна ли дружба народов в Актаныше? 

Она во все времена была надежной опорой для населения России и других государств, в которых удалось создать для нее условия. Во многом эти условия связаны с уважением к языку, традициям, ритуалам разных культур, наций, религий и с образованием населения. И те места, где не удалось создать эти условия, захлестнули войны и нищета.

Несмотря на различие культур, языков и религий, люди в нашей стране всегда умели находить общий язык. Проблема в том, что сегодняшним властям выгодно разделение людей на любой основе. В данном случае местные власти не гнушаются использовать культурные, конфессиональные и языковые различия, чтобы посеять недоверие между людьми. От недоверия к раздору - один шаг. Раздор между людьми власти невыгоден, ей выгодна угроза раздора, которая всегда возникает на основе недоверия, непонимания, неприятия, неуважения. Природа самой власти заключается в сдерживании от раздора на основе запретов и ограничений. И разобщение между людьми легче всего поддерживать на основе языковых, культурных, конфессиональных, национальных различий - это самые чувствительные сферы. Это те самые тонкие нити кукловода, которыми он правит в своем театре. Такая политика, безусловно, поддерживается, республиканскими властями. Без нее невозможно было бы существование местных элит – так называемой бабаевщины (эпохи правления клана М. Ш. Шаймиева).

Нужна ли дружба народов администрации Актанышского района и его религиозным лидерам? Лично у меня сложилось мнение, что здесь пока действует принцип «Разделяй и властвуй». Даже после смерти.

Карикатура «Разделяй и властвуй», Анна Яворская

P. S. Людьми, кто к посту писал комментарии, содержащие признаки разжигания межнациональной розни, занимаются правоохранительные органы. Будем добиваться того, чтобы виновные понесли наказание.