Иосиф Сталин для Церкви сделал добрых дел, пожалуй, больше, чем кто-либо из российских императоров. Он воплотил многовековую мечту русских царей: собрал все территории исторического проживания восточнославянских народов в одном государстве, в одной Церкви под омофором одного патриарха.
Содействовал уврачеванию расколов: униатского – 2,5 тыс. приходов греко-католиков вернулись к матери–церкви после 400-летней разлуки, «обновленческого» и «григорьевского» расколов ХХ в.
Оказал от советского правительства организационную, финансовую, материально-техническую и моральную поддержку в становлении Церкви после "болезней" 20–30-х гг.
Помог с избранием патриарха в 1943 г. Даже имя церковной институции предложил сам Вождь – Русская православная церковь и патриарх Московский и всея Руси. Это в большей степени соответствовало исторической России в границах СССР.
Укрепил Церковь в борьбе за чистоту православия, противодействии Ватикану, неприятии экуменизма и Всемирного совета церквей.
Помощь получила не только РПЦ, но и все мировое православие. Им помогли и политически, и финансово. При этом помощь Церкви шла без ущерба государству.
Эта политика именуется ныне «сталинским церковным ренессансом». Она длилась с 1939 по 1953 г.