Александр Петрович Калашников пришел в жизнь российской тюремной системы совершенно неожиданно. Успешный генерал-лейтенант ФСБ, руководитель государственной безопасности Красноярского края - одного из крупнейшего субъектов РФ, он дал согласие возглавить федеральный орган, который все последние годы находился в центре общественного внимания, конфликтов и скандалов.
Во ФСИН назначение Калашникова А. П. восприняли, помнится, настороженно: все-таки, Александр Петрович никогда не имел ко ФСИН никакого отношения. Впрочем, и его предшественники, что А. А. Реймер, что А. Г. Корниенко тоже пришли из других служб. Но от сотрудника ФСБ почти никто не ожидал, что он вникнет в нужды системы и сможет добиться в ней чего-то положительного.
Однако генерал Калашников А. П. смог это сделать. Он смог создать сильную команду серьезных профессионалов. Установить связь с правозащитниками из гражданского общества и с государственными правозащитными институтами. Он вышел на новый уровень борьбы с пытками, бедой, которая терзает наши тюрьмы уже 9/10 века. Возможно, 2–3 года, и он бы смог пытки в российской пенитенциарной системе победить.
Калашников работал системно, настойчиво, удерживая одну из самых сложных систем нашей страны в состоянии, когда она, хотя и вызывала множество вопросов, но при этом успешно функционировала. Росло количество обеспеченных работой осужденных, снижался постпенитенциарный рецидив, большая часть сообщений о пытках успешно расследовалась, началась работа по изменению правил внутреннего распорядка, был подготовлен законопроект о пробации. Была сохранена и усилена команда профессионалов.
Но этих 2–3 лет у него, к сожалению, не оказалось. В конце ноября грянула отставка пятого директора ФСИН России.
Мы хотим пожелать Александру Петровичу, чтобы его профессиональная биография еще не раз пересеклась с нелегкими дорогами правозащитников. А его преемнику Аркадию Гостеву было бы правильным пожелать, чтобы ему удалось продолжить то хорошее, что смог сохранить и добиться в российской тюрьме Александр Петрович Калашников.
Очень важным представляется нам, чтобы Аркадий Александрович смог сохранить команду и не свернул с того правозащитного вектора, который смог задать уголовно-исполнительной системе генерал А. П. Калашников.