Человек в истории - действующая сила или материал для эксперимента?
Начать я хочу с, по-видимому, никак не связанной с заголовком темы - цифровые технологии и человек.
Сегодня очень часто можно услышать - прочитать - увидеть - мнение, что цифровые технологии сами по себе достаточны для обеспечения всех потребностей человека, и уж конечно, человек - даже против обыкновенного компьютера, не говоря уже о суперкомпьютерах - существо слабое и зависимое.
При этом самая совершенная из сегодня возможных систем - квантовый компьютер, а в перспективе - компьютер на основе ЖИВОГО организма.
Не напоминает ли эта научная деятельность работу профессора Преображенского по превращению собаки в человека, где в итоге он признал:
«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого".
Другой пример: Дерево, которое вырастает из семечка весом в доли грамма.
Третий пример: Трава, которая вырастает каждый год за 2–3 месяца.
И имея в виду человека с точки зрения его потенциальных возможностей:
Это и суперкомпьютер, построить подобный которому не удастся в ближайшие 10–20 лет, и биоробот с автономным энергообеспечением, работоспособностью и возможностью совершать различные действия в самых разных условиях, что для науки также в ближайшем будущем недостижимо.
Таким образом, необходимость создания технических упрощенных аналогов человека вызвана не его потенциальными возможностями созидать, а тем, что, собственно говоря, его и отличает и от животных, и от биороботов - свобода воли.
При этом, имея в виду нашу, уже существующую цивилизацию, уже существующие технические достижения - энергетические, транспортные, машиностроительные - работают по большей части не на человека, а сами на себя.
То есть, проще говоря, не машина работает на человека, а человек - на машину.
И имея в виду "цифровую эру", будет, скорее всего, то же самое. При этом разрушается самое ценное, что человек и реально имеет и может передать по наследству - окружающая среда.
И имея в виду потенциальную мощность человека - несопоставимую ни с какими техническими средствами - почему же стало возможным поставить его в зависимость от этих средств?
Мне представляется, что достаточный противовес против одного человека - только другой человек.
То есть зависимость людей от технических средств - результат борьбы людей между собой, в результате которой неодушевленные предметы получают власть над людьми, которая - понятно - им абсолютно не нужна.
И здесь вопрос не о том, что сами по себе любые технические достижения плохи или хороши, а о представлениях о том, что есть ценность изначальная и что есть ценность производная, и взаимодействие этих ценностей.
И здесь придется от рассмотрения технических характеристик тех или иных технических средств различного рода и научных разработок в разных областях попытаться понять, что же определяет ценность человека - изначальная он ценность или производная.
Ценность человека определяется одним - способностью созидать
Здесь мне представляется, что ценность человека определяется одним - способностью созидать.
При этом опять же можно услышать - увидеть - прочитать - мнение - что способность созидать - не может быть обеспечена самим человеком - нужны условия, которые ему создадут внешние силы - общество, государства, фирма и проч.
И снова вопрос: так что или кто источник творчества - человек или все эти перечисленные сообщества и организации?
Здесь вопрос разрешается только через принятие установки творец - человек, поскольку все остальные образования - это дело обычно называется - рук - отдельных людей, действующих в истории как личности.
Ни одна историческая наука, которая рассматривает историю с самых различных сторон, не обошлась без личностей в историческом процессе. В некоторых школах все остальные носят название, например, "массы".
При этом предполагается, что "массы" - не более, чем материал для "исторического процесса", лишенные своей воли и соответственно возможности оставить в истории хотя бы крохотный отпечаток.
И уже связанная здесь с этим - желанием оставить след в истории - необходимость иметь власть. Вот такая связка история - личность - власть.
Взяться добросовестно разрешить этот вопрос лично для меня представляется возможным только через эксперимент.
Обезличенная история стала моим личным делом
В данном случае - понятно, что объект исследования здесь - я сам. При том, что я, очевидно, обычный человек, по видимому, имея в виду эксперимент, рассмотрим эту пока что "историческую" фигуру по возможности непредвзято.
Начать здесь можно в принципе с произвольно выбранной даты биографии - если личность действительно историческая - мы обнаружим ее следы в истории, если неисторическая - между датами рождения и смерти, которая пока еще не наступила - поставим прочерк, и неважно, чем он там занимался.
С 2003 года по 2015 год я занимался изготовлением срубов в основном в районе дачного массива "Земляничная гора". Параллельно пришлось создать - придумать - применить - несколько различных технологий, непосредственно связанных с этой деятельностью.
В июле 2015 года я выступаю на сыктывкарском Баркемпе-2015, с идеей, которую я по сути дела сформулировал за два часа до выступления. Теперь я называю ее малообъемное и неистощимое лесопользование или по другому - "лесозаготовка с площади" в противоположность существующей, которую я называю "лесозаготовка с краю".
Не буду здесь вдаваться в детали - это отдельная очень большая тема, как впрочем и собственно изготовление срубов.
Эта тема неожиданно для меня самого заинтересовала главного на тот момент редактора "Бизнес Новости в Кирове" Прохоренко Олега, он сделал интервью и опубликовал 26.07.2015 года этот материал.
Опять же, убрав в сторону мою дальнейшую работу над этой лесной технологией, у меня возник вопрос: откуда у меня это понимание возникло?
До этого я в общем-то считал себя самого вполне самодостаточной, самореализующейся и проч. личностью, но уж никак не связанную с историей моей страны.
Но в результате - в основном Интернет расследования - я выяснил, причем некоторые факты я и раньше знал, что я - потомок репрессированных кулаков - со стороны отца, отсюда взаимосвязь сразу с двумя историческими фигурами - последовательно Столыпиным П. А. и Сталиным.
Со стороны матери - через прадеда Нечаева А. Ф. взаимосвязь с Журавским А. В. - исследователем Русского Севера.
Это выглядит здесь притянутым пока что за уши. Таким образом, любой - историческая личность.
Идем дальше. Пока что эти две фигуры - Столыпин П. А. и Журавский А. В. - для меня никак не связаны. Но в дальнейшем я нахожу материал об участии Журавского А. В. во Всероссийской сельскохозяйственной выставке, после которой он встречался со Столыпиным П. А. - получил полную поддержку и одобрение своих планов и финансирование проекта освоения Печорского края.
И вот здесь все складывается. Мои предки, репрессированные Сталиным, по сути дела как раз и осваивали Печорский край - формально - план Журавского А. В., но по отношению к людям с прямо противоположной бесчеловечной сутью.
В свою очередь крепкими крестьянами они стали благодаря реформам Столыпина П. А.
И вот так обезличенная история стала моим личным делом, имеющим ко мне самое что ни на есть прямое отношение.
При этом, если добавить, что я жил в Усть-Цильме в 1975–1977 гг. по адресу Набережная, 92 - в доме прадеда Нечаева А. Ф., где располагалась станция Журавского А. В. некоторое время, это я тоже узнал потом - то взаимосвязь моей личной истории и истории моей страны становиться очевидно неразделимой.
Исходя отсюда, я могу сделать субъективный и не претендующий на научность вывод: любой и каждый гражданин нашей страны - полноправный участник исторического процесса, который и влияет и может влиять на всю историю страны. И это влияние прямо зависит от его осознанного или бессознательного выбора, но в любом случае, любой человек несет историческую ответственность за свои действия или бездействия и перед своими предками, и перед своими потомками в первую очередь.
И понятным образом распространяя эту идею, поскольку события в России имеют влияние на весь мир и существует и иммиграция, и эмиграция, личная история каждого - часть общемировой истории. Еще раз подчеркну, сам человек, лично, не государство, не общество, не родители, не друзья - он сам. И это абсолютная неизбежность.
При этом ни одно техническое достижение человечества никогда не будет самостоятельной действующей силой истории. И если - и когда это случится - это с моей точки зрения и будет означать конец человеческой цивилизации.
Эта статья написана в 2018 году.