Особая прелесть капитализма заключается в том, что в этой системе никто ни за что не отвечает.

Помните, как нас учили в начале 90-х? «Хозяин нужен!» И фантазия сразу рисовала крепкого мужика с плугом или Генри Форда, который каждый день как таракан сам ползает с отверткой по сборочной линии. И который, конечно, за все в ответе. Но реальность оказалась немного иной.

Когда наступил реальный, а не сказочный капитализм, оказалось, что за все в ответе будет максимум хозяин ларька или приватизированной хрущевки, а вот владельцы заводов, шахт, магазинов почему-то всегда оказываются ни при чем. Ведь они же не управляют, а владеют. Не они же акты по технике безопасности подписывают.

В итоге на мороз или на зону отправляются: директор, исполнительный директор, инспектора по безопасности, и стрелочник дядя Митя, который что-то не то нажал. Ну а владельцы бизнеса, требовавшие любой ценой увеличить прибыли и сократить издержки, в лучшем случае с досадой подсчитают убытки и пойдут просить у государства помощи. А потом поедут кататься на лыжах в Альпы.

И хорошо, если у бизнеса есть очевидный владелец, гнусная морда с членским билетом «ЕдРа». А если предприятия находится во владении десятков если не сотен акционеров, чьи акции управляются трастовыми фондами, принадлежащими банкам… Ну вы поняли.

Хотя, может быть, такое творится только в России. А во всем остальном мире капитализм правильный. И когда, например, в 1984 году произошла катастрофа в Бхопале, всех владельцев Union Carbide на следующий день копы положили фейсом об тейбл со словами: «Ты имеешь право хранить молчание!» Ибо там справедливость, демократия и т. д.