В следующем году группа компаний (ГК) Zenden Group («Зенден Груп»), основанная известным российским предпринимателем Андреем Павловым, должна отметить 25-летие. Или не сможет. Если окончательно не «ляжет» под грузом претензий правоохранителей.
У Zenden Group многомиллиардные обороты. Эта группа компаний управляет примерно 350 магазинами в 120 городах России (розничные сети Zenden, Thomas Munz и Mascotte), а еще занимается производством обуви под собственными брендами. На предприятиях обувного холдинга трудятся 4 тыс. человек. Но еще не так давно в Zenden Group трудились на 1 тыс. человек больше. Тому есть причина.
Пять последних лет Zenden Group отбивается от претензий со стороны ФНС и СК. С переменным успехом. Обувному холдингу удалось выиграть два процесса в Арбитражном суде. Но вместе с тем правоохранители за это время устроили осмотр, выемку жестких дисков и документов в офисе компании. Все это, по словам бизнесмена, было организовано и проведено за рамками выездной проверки от 21 мая 2018 года, которую инициировали сотрудники УФНС по Владимирской области и МИФНС № 13 по Владимирской области.
Впрочем, после выигранных в арбитраже процессов Следственный комитет РФ по Владимирской области продлил расследование по делу одной из компаний ГК Zenden Group, ООО «Дом одежды». Zenden и «Дом одежды», будучи коммерческой структурой, использующей модель франчайзинга, до некоторых пор стабильно работали на рынке. Но некоторым налоговикам показалось, что в «Зендене» занимаются «дроблением бизнеса», сообщает издание «Блокнот» (Bloknot).
Некоторые сотрудники Федеральной налоговой службы (ФНС) рассмотрели в бизнесе Павлова отсутствие намерения заниматься реальной экономической деятельностью. А подтверждает это то якобы, что бизнесмен включил в свою финансово-хозяйственную деятельность подконтрольные ИП, а руководители ООО «Дом одежды» планировали обогатиться за бюджетный счет.
Если просто и кратко, в чем состоят претензии налогового органа к обувному холдингу, то их можно так описать. «К немалому удивлению игроков обувного и одежного рынка страны, часть из 315 наших оптовых покупателей, а именно 22 индивидуальных предпринимателя, признаны налоговым органом взаимозависимыми и подконтрольными ООО „Дом Одежды“, - объясняет Андрей Павлов. - При этом основной аргумент – это использование единого торгового знака Zenden. Хотя его использовали все наши оптовые покупатели, причем безвозмездно».
Одним из инициаторов громкого судебного процесса над Zenden и «Дом одежды» оказался владимирский налоговик Владимир Шаурин, отмечает Bloknot. Он, как выяснилось через пять лет после начала противостояния бизнеса и налоговиков представил с коллегами в Арбитражном суде в феврале 2020 года во Владимире в обоснование своей правовой позиции документ, подлинность которого вызывает сомнения у основателя Zenden. Это была справка «Ответы банков об остатках денежных средств на счете (счетах) налогоплательщика». Суд, возможно, был введен в заблуждение, что обернулось для Zenden денежным взысканием в размере 870 млн руб.…
Тем не менее на претензиях к обувному холдингу налоговик Шаурин стал большим начальником и курирует работу крупнейших налогоплательщиков России. Второй человек, сыгравший заметную роль в деле Zenden, — на момент суда заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Владимирской области подполковник юстиции Сергей Журихин. По инициативе этого «важняка», есть версия, в СИЗО отправили возрастную директрису фирмы «Дом одежды» Галину Стушнову. Ей много через что довелось пройти.
Довели до финансового истощения и сам холдинг Zenden Group, считает Павлов, серьезно печалясь о судьбе своего любимого детища. «Мне казалось, что с введением маркировки и онлайн-касс ситуация стабилизируется, - говорит бизнесмен. - Но рынок обуви не стал „белым“, а, напротив, ушел „в тень“. Повсюду огромное количество фальсификата, и это меня серьезно беспокоит. В глобальном смысле – это очень плохо для нашей обувной отрасли».
Раньше Павлов верил, что его деятельность поможет искоренить контрафакт в отрасли и будет способствовать борьбе с дроблением как способом нечестной и незаконной конкуренции. Теперь он не так наивен.
Сегодня за противостоянием ФНС, Следственного комитета и Zenden пристально следят многие бизнесмены. Но им не до попкорна: в «дроблении» могут обвинить их тоже. По мнению некоторых предпринимателей, история компании Zenden ярко показывает, что под удар поставлен весь российский франчайзинг. Отсюда у нее такой широкий общественный резонанс.