В первый раз я приехал на Майдан теперь уже в далеком 2013 году, было начало декабря, и все только-только начиналось.
До этого я несколько раз бывал в Киеве и был знаком с некоторыми оппозиционерами правого тока, в 2014 году они пришли к власти и некоторые из них стали государственными и муниципальными начальниками.
Кстати, к россиянам, вопреки расхожему мнению, на Майдане относились очень хорошо, более того, поезд Москва - Киев, в котором я ехал, был наполовину забит фанатами «Спартака» и «Динамо». Ребята ехали на выходные подраться с местными ментами («Беркутом»), чтобы к понедельнику спокойно выйти на работу в свои московские офисы. Такой экстремальный политический туризм!
Майдан был бессрочной акцией, постоянно там находилось до 1 тыс. человек, и только по пятницам и субботам набивался людьми до отказа в основном для расширения своей территории (кроме площади Незалежной, в руках повстанцев была площадь Европы и ряд прилегающих улиц), а также для проведения митингов и шествий.
Стороннему наблюдателю казалось, что внутри Майдана был хаос и безвластие, на самом деле все работало как часы — запись в добровольческие отряды, распределение еды и амуниции, подготовка к массовым мероприятиям.
Майдан как магнит притянул тогда все политические силы Украины, от Тимошенко и братьев Кличко с их «Ударом», до многих, теперь уже запрещенных в России организаций.
На площади часто можно было встретить политиков из России — Немцова, Ходорковского и многих других, а также достаточно экзотических персонажей типа русских ветеранов афганских и чеченских войн, они в основном были инструкторами по рукопашному бою у молодых украинских новобранцев.
Майдан воодушевил многих в России и очень сильно расколол общество, что и стало причиной временного упадка национал-патриотического движения, часть из которого поддержали идею расширения «Русского мира», вторая же считала и считает, что война с Украиной — огромная ошибка и глупость.