Я принял участие в общественном совете при Комитете по охране объектов культурного наследия. Был утвержден состав совета, выбраны председатель Владимир Коровин, заместитель Илья Шпаков, секретарь Любовь Прилуцкая. Создание совета и включение в него активистов-градозащитников стало реализацией обещаний, которые мы получили еще в 2018 году.

Председатель комитета Ирина Мусьял предложила рассмотреть два основных вопроса - акты ГИКЭ по дому, в котором жил Казимир Малевич, на Почтовой, 13, и по винным погребам купца Мальцева. Также утвердили Положение об оплате труда в подведомственных учреждениях комитета.

По дому Анны Клейн, где какое-то время жил Малевич, большинством голосов был утвержден акт о признании объекта культурным наследием. Воздержался Илья Шпаков, так как был не согласен с датировкой, поскольку конструктивные особенности здания указывают на более ранний период постройки, чем конец XIX века. Я также уточнил, предусмотрен ли в акте предмет охраны и не помешает ли это воплощению проекта "Арт-квартал Малевича", который задумала городская администрация. Согласно акту в предмет охраны входит сам фасад здания и кровля.

Большую дискуссию вызвало обсуждение отрицательной экспертизы по винным погребам Мальцева. Смысл спора заключался в том, что восстанавливать эти погреба будет все равно некому, а признание их наследием помешает строительству парка. Экспертиза выявила, что никакой исторической ценности погреба не имеют. В то же время экспертиза, на мой взгляд, основана на тезисе - если я не нашел документ, то исторической ценности нет. Я думаю, можно было изучить материалы, особенности конструкции, чтобы более доказательно обосновать выводы. Основная антитеза состоялась между настоятелем рядом стоящего Михайловского храма Владимиром Гладилиным и краеведом Юрием Озеровым. Озеров как раз доказывал, что документы, подтверждающие ценность подвалов, есть, а отец Владимир выражал надежду, что вместо свалки возле храма будет красивый парк. В итоге проголосовали пять за, пять против, я воздержался, и вопрос пришлось перенести на следующую встречу.

Также мной было заявлено несколько вопросов:

  • Статус Дома мещан Беньковских. Администрация города Курска 12 мая подала иск в Арбитражный суд Курской области по поводу отказа Росреестра в регистрации договора аренды объекта культурного наследия "Дом мещан Беньковских". В 2020 году мэрия договорилась с ООО «МД-Сервис» и передала Дом Беньковских в аренду по программе "Аренда за 1 рубль". Арендатор должен в течение семи лет восстановить данное здание, однако сделать это невозможно из-за отказа в регистрации договора аренды. Росреестр настаивает на том, что для этого нужно перевести статус помещения из жилого в нежилое распоряжением местной администрации. Однако мэрия полагает, что это не предусмотрено законодательством, так как ранее дом был признан аварийным и подлежащим сносу, а перевод статуса возможен после проведения ремонтно-восстановительных работ, которые и должен провести меценат. Получился замкнутый круг. Как сообщила Ирина Мусьял, суд до сих пор не решил данный вопрос и члены совета приняли решение направить в суд коллективное мнение по данному поводу, чтобы ускорить рассмотрение дела.
  • В ходе проведения волонтерских акций по благоустройству исторических мест к нам обращался коллектив Литературного музея Курской области с просьбой поднять вопрос о восстановлении скульптуры «Душенька» на памятнике-захоронении поэту И. Ф. Богдановичу. Ипполит Фёдорович Богданович (1743–1802 годы) – знаменитый поэт екатерининской эпохи. Памятник в виде усеченной пирамиды из черного мрамора, на котором возвышалась белоснежная античная фигура богини Психеи. Сотрудники комитета разъяснили, что сама фигура не является предметом охраны, так как экспертиза была проведена уже после ее сноса, поэтому ее можно изготовить, а затем обсудить вопрос установки ее на постамент.
  • КРОО КПО "Возрождение" долго сотрудничает с Курчатовским краеведческим музеем и организует волонтерские программы археологических экспедиций палеолитических стоянок Быки. Руководитель экспедиции, археолог Наталья Борисовна Ахметгалеева, обратилась к нам по вопросу статуса стоянок Быки и определения их охранных зон (установлены в 2007-м). В результате технической ошибки в 2010 году стоянки были выведены из списка вновь выявленных объектов культурного наследия, а охранные зоны аннулированы. В 2013 году на Быки-1 был создан несанкционированный карьер, однако орган государственной охраны не смог предпринять мер, так как отсутствовала надлежаще оформленная документация. Было решено пригласить к обсуждению Ахметгалееву Н. Б. и другие заинтересованные стороны из числа археологов, чтобы разобраться в ситуации. По мнению Ирины Мусьял, в этой ситуации нужно просто еще раз провести процедуру включения во вновь выявленные объекты культурного наследия.

Оригинал