Четверть века назад, когда я только пришел в школу, одним из наиболее поразивших меня явлений стала регулярная практика судебных процессов при выходе педагогов на досрочную пенсию. С тех пор к этой теме приходится обращаться постоянно, но воз и ныне там. В этом году наша сотрудница добивалась возврата в льготный стаж более четырех лет, вычеркнутых из него Пенсионным фондом. Фонд убрал из расчета время пребывания в должности освобожденного классного руководителя при наличии учебной нагрузки и в должности пионервожатой в загородном лагере; по традиции - курсы повышения квалификации. Она нанимала юриста, выдержала несколько месяцев судебных заседаний, не по разу обежала архивы. Поддерживая ее, мне снова пришлось погрузиться в проблему, и сделанные открытия, увы, поставили в моем сознании крест на эффективности федеральных правительств, начиная с Гайдара-Черномырдина и заканчивая Медведевым-Мишустиным.

В то же время с большим удовольствием познакомился с высокими образцами работы советского руководства. В постановлении Совета министров СССР 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", положении о порядке исчисления стажа в каждом тезисе - компетентность и забота о людях. В стаж работы по специальности засчитывались выборная работа; служба в составе ВС; методическая работа (в том числе в методических кабинетах); время обучения на курсах повышения квалификации; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (этот пункт превосходит любую нынешнюю программу по привлечению в школы молодых специалистов); работа в качестве штатных пионервожатых. Одно такое перечисление говорит об уважении к учительскому труду гораздо больше, нежели мириады сегодняшних пафосных поздравлений в день профессионального праздника.

Подчеркну, что в перечне учреждений и должностей 1959 года, работа в которых дает право на выслугу лет, должность пионервожатой не значилась, но в положении о порядке исчисления стажа вплоть до начала 1990-х прямо говорилось, что в льготный стаж засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В конце 1991 г. Совет министров РСФСР утвердил новый Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет. Ранее применявшийся порядок исчисления стажа отменили, и вместе с ним, как оказалось, попросту забыли о вожатых. А может быть, в условиях распада страны взволнованная секретарь-машинистка по ошибке пропустила слово.

Должность в несколько измененном виде в школах сохранилась - старшая вожатая. Да и как без нее? Человек, который курирует вопросы ученического самоуправления, ближе всего к детям и больше всего с детьми. В номенклатуре должностей педагогических работников, утверждаемых тем же правительством РФ (последний раз в 2013 году), она продолжала присутствовать. Так вроде бы что может быть проще: сопоставить несколько строчек в этой номенклатуре и в перечне должностей для специального стажа, найти и ликвидировать странное несоответствие? Но за 30 лет никто так и не удосужился это сделать.

Разве нельзя за 30 лет услышать возмущение педагогической общественности, задуматься над ситуацией, почему в нашем государстве на протяжении десятилетий многие тысячи педагогов вынуждены через суд доказывать право на досрочную пенсию? Ну хотя бы прочитать советское положение (в СССР суд за пенсию с государством был бы нонсенсом) и вернуть четкие нормы, касающиеся курсов, методической работы. За этот период сменилось 17 правительств, 7 созывов Государственных дум, побиты всевозможные рекорды по количеству принятых нормативных актов, но положение, вызывающее в отношении к власти недоумение и обиды со стороны учительского сообщества, никак не меняется. Чем же вы так заняты, господа?

Оригинал