Продавали санаторий со скандалом, деньги делить будет не проще

Профсоюзная доля санатория «Марциальные воды» (49%) продана правительству Карелии. Решение принято, а реализация его будет исполнена в течение ближайшего полугодия. Мнения насчет целесообразности продажи профсоюзной части имущества хотя и разошлись (читайте об этом здесь), но большинство участников заседания совета Союза организаций профсоюзов Карелии проголосовали все-таки за продажу. Сторона правительства выплатит за это Профсоюзам РК 95,9 млн руб. (во столько была оценена профсоюзная доля). Несогласными с продажей профсоюзного имущества остаются четыре отраслевых профсоюзных организации: работников государственных учреждений и общественного обслуживания; здравоохранения; автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и «Торговое единство». Однако своими голосами они не сумели перебороть сторонников председателя Союза профсоюзных организаций Карелии Ильи Косенкова, ратовавшего за заключение коммерческой сделки с правительством, доказывая, что если сейчас этого не сделать, то в перспективе профсоюзы республики и имущества лишатся, и денег от его продажи не получат.

В советские годы санаторий «Марциальные воды» был стопроцентно профсоюзным

После крушения СССР перемены неизбежно произошли и в профсоюзах, в том числе стало ясно, что прежняя материально и финансово могучая профсоюзная общественная организация стала быстро сдуваться, вынужденно распродавая свои завидные активы. Это происходило не только в Карелии, а по всей стране. Сначала карельские профсоюзы лишились детского санатория «Кивач». Потом стало ясно, что у Профсоюзов Карелии нет финансовых средств на содержание профсоюзного санатория «Марциальные воды», и тогдашнее руководство республики сумело убедить профсоюзных вождей передать им (не продать) половину имущественных прав на санаторий, в результат чего у Профсоюзов РК осталось 49% акций, а правительству отошла 51 процентная доля. Такая безденежная уступка объяснялась желанием стороны профсоюзов сохранить лечебно-оздоровительное предприятие, поскольку правительство обещало начать вкладывать бюджетные средства в его развитие. Однако нашлись десятки причин, что сломало оговоренные планы. Санаторий «Марциальные воды» прозябал, нескрываемо из года в год ветшая. Менялись его директора, переписывались концепции развития, но все шло к краху. У одного собственника в лице Профсоюзов Карелии не было средств для развития санатория, другой — сторона правительства — готов был выполнить свои финансовые обязательства, но только при полном контроле за производственно-финансовой деятельностью «Марциальных вод».

С приходом И. Косенкова на пост председателя Союза организаций профсоюзов Карелии в 2010 году (тогда общественная организация именовалась иначе — Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия) началась затяжная дискуссия внутри профсоюзного руководства: продавать санаторий «Марциальные воды» или нет? То есть больше 10 лет все тянулось. И что плохо, все это время состояние санатория лишь ухудшалось. Возможно, и на руководителей ему не везло, конечно.

Несколько лет назад Косенков повел дело к продаже санатория, убеждая руководителей отраслевых и членских профсоюзов хоть что-то успеть заработать на продаже здравницы, пока совсем не обесценился актив. Судя по последнему решению членов совета Союза организаций профсоюзов в Карелии, доводы его многих убедили и решение о продаже состоялось.

Хотя у противников сделки были и остаются разумные вопросы и сомнения относительно произошедшего

Например, они не уверены, что через какое-то время (когда страсти улягутся) правительство не продаст санаторий какому-нибудь богатому коммерсанту, который превратит «Марциальные воды» в аналог санатория «Кивач», теперь абсолютно недоступного жителям Карелии. Поправляют здесь свое здоровье нынче преимущественно состоятельные москвичи (приезжают худеть). 

Высказывают свои опасения противники продажи лечебницы и относительно той суммы, за которую она была продана правительству. Хотя, сразу уточню, сумма продажи произведена была независимым оценщиком, а не правительством, а коли не было к «правительственному оценщику» доверия, надо было тогда искать другого, самостоятельно оплачивая его работу. Но этого не было сделано. 

И за рамками сделки – это уже чисто внутри профсоюзный вопрос – остается подозрение: каким образом руководство Профсоюзов РК в лице Косенкова и близких ему людей распорядится почти 96 млн руб.? Критики Косенкова не верят ему и заранее самое худшее о судьбе профсоюзной выручки от продажи санатория «Марциальные воды» думают. Хотя надо понимать, не Косенков единолично будет профсоюзными миллионами распоряжаться. Впрочем, сначала надо еще получить деньги от правительства. Но денежный конфликт впереди неизбежен. Деньги всегда трудно делятся, особенно когда нет доверия между их коллективными владельцами. О скандальных историях еще услышим.

Оригинал