6 ноября – День Конституции Республики Таджикистан.
Таджикистанская Конституция моложе нашей почти на год и испытала на себе сильное влияние своей старшей сестры – Конституции России.
Тем не менее в ней немало оригинального и интересного.
Например, ст. 11 Конституции Таджикистана запрещает пропаганду войны. У нас в Конституции такого нет.
Статья 13 устанавливает, что недра, вода, животный и растительный мир, иные природные ресурсы используются в интересах народа. И такого у нас нет. Почему-то.
Если ст. 52 Конституции России гарантирует потерпевшим всего лишь доступ к правосудию, то аналогичная ей ст. 21 Конституции Таджикистана гарантирует право на судебную защиту.
В ст. 42 Конституции Таджикистана содержится спорная формула о том, что «незнание закона не освобождает от ответственности». У нас, слава Богу, этого нет. Представляю, какие коррупционные просторы и горизонты открывает эта норма.
Палата Парламента Маджлиси Намояндагон устанавливает зарплату президенту, выносит на всенародное обсуждение проекты законов и других важных нормативно-правовых актов, утверждает социально-экономические программы.
А срок полномочий судей ограничен 10 годами, прокуроров – 5 годами.
Так что мы можем учиться у таджикистанцев не только трудолюбию и надежности, но и некоторым нормам конституционного права.