Его порядком потрепанная предыдущими экзекуциями туша уже положена на жертвенный алтарь, вокруг которого смиренно (директор парка) и нетерпеливо потирая руки (будущие владельцы) выстроились его очередные экзекуторы и похоронщики.
В общем, хана парку. Это стало абсолютно очевидным в ходе обсуждения доклада саратовского природоохранного министра на тему «как мы видим будущее парка»… Будущего, как оказалось, у парка нет.
Если коротко, 3 ноября, на заседании рабочей группы по экологическому оздоровлению Саратовской области, министр природных ресурсов и экологии Константин Доронин наконец четко артикулировал то, о чем давали нам понять в своих постах в Instagram мэр Исаев и вице-губернатор Роман Бусаргин. А именно: правительство области намерено до конца года ликвидировать ООПТ регионального значения - природный парк «Кумысная поляна». Вместе с учреждением, которое было создано для управления парком и для его охраны. Вместе со всем имуществом и теперь почти уже бывшими сотрудниками ГУСО, которые, как обещается, будут устроены то ли в новое природоохранное учреждение, то ли в городское лесничество.
Зачем?
Я честно старалась понять – зачем?!?. Я смотрела в глаза вице-губернатору Роману Бусаргину (министр глаз почти не поднимал) и изо всех сил старалась поверить, что все это делается во благо… Кого? Я старалась поверить в обещание Бусаргина, что ни одной пяди земли на "Кумыске" застроено не будет… Простите, не смогла. А кто бы смог? Даже г-жа Захарченко (городской "эколог-озеленитель") откровенно ухмылялась.
И поскольку истинные мотивы принесения "Кумыски" в жертву скрыты, то нам остается лишь перебирать версии.
Официально озвученная версия – что все делается для того, чтобы город мог создать лесничество - не выдерживает никакой критики. Уничтожить природный парк, перевести его в статус городских лесов лишь для того, чтобы городу было где поупражняться – по требованию прокуратуры – в лесозащите и лесовосстановлении? И что создание лесничества якобы невозможно без передачи земель "Кумыски" из области в город? Абсурд. Любопытно, в предписаниях прокуратуры по созданию лесничества содержится требование отмены природоохранного статуса "Кумыски" или изменения собственника земельного участка? Нам прокуратура отвечала, что статус «городских лесов» для природного парка – это дополнительная (!!) защита. Да и стала бы прокуратура требовать создания лесничества на территории "Кумыски", находящейся в собственности области, если бы это было юридически невыполнимо.
Версия об увеличении площади городского озеленения за счет территории "Кумыски" – тоже слабовата. Только ради отчетности раз в год вешать на себя содержание огромного парка, заниматься уборкой, лесозащитой и пр.? И все это за счет скудного городского бюджета? Нет, это слишком. Если, конечно, не найти способов извлечения доходов из этого куска земли. А это городские власти умеют.
А потому самый очевидный мотив – желание городских властей распоряжаться землями "Кумыски". Вся эпопея с ликвидацией природного парка и госучреждения затеяна для того, чтобы передать 3,6 тыс га земель в собственность города.
О бедности природного парка и жадности муниципалитета
Непонятны только мотивы областного правительства. Но если парки убивают, значит, это кому-нибудь нужно?
Версия об экономической подоплеке избавления области от бремени содержания природного парка - была опровергнута вице-губернатором. Дескать, о налоговых долгах ГУСО "Природный парк" ему ничего не известно. Хотя долги, как оказалось, имеются и не малые. Благодаря стараниям городских чиновников, земельный налог для природного парка вырос в 2020 году аж в 100 раз: вместо 300 тысяч теперь дирекции парка должна заплатить 27 млн. При этом годовое финансирование природного парка составляет около 10 млн в год. На все про все.
Земельный налог на земли ООПТ – вообще нонсенс. Москва, например, освободила все ООПТ в границах города от уплаты земельного налога. Да и соседнее Соколовское муниципальное образование тоже никаких налогов с "Кумыски" не требует. Но Саратов – требует! И почти по максимальной ставке – 0,75%. Больше, чем для гаражей и автостоянок. И менять ничего не собираются. Пока. До смены собственника. А вот станут собственниками земли – и поменяют. Не правда чем-то попахивает? По крайней мере, точно о-очень большим интересом к заветной земле. Земля = деньги? Земля = власти? Земля = возможность оказать услугу сильным мира сего?
Преодоление законодательного запрета или по законам 90-х
Увы, получить заветную землю на "Кумыске" город не может, пока существует природный парк и его дирекция. Ибо согласно федеральному закону земли природного парка могут быть предоставлены в бессрочное пользования ТОЛЬКО госучреждениям субъектов РФ, осуществляющим управление природными парками, и не могут быть у них изъяты ни под каким соусом.
А потому и выстраивается схема по ликвидации Дирекции парка (ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна») как юридического лица, распоряжающегося землей – как способ преодоления законодательного запрета. Ведь прибрать к рукам имущество, оставшееся бесхозным, гораздо проще. Так делали в 90-х: нет хозяина – нет проблемы. И здесь та же схема: ликвидируем природный парк как ООПТ – ликвидируем ГУСО (и заодно запрет на изъятие земель) – передаем землю городу. И - город получает ничем не ограниченное право использования земли "Кумыски".
Отсюда и «растут ноги» у идеи преобразования природного парка в памятник природы. Другого сколь-нибудь логичного объяснения этому нет.
При этом если даже "Кумыске" дадут статус памятника природы, то создавать для его охраны новое юрлицо – не обязательно. Минприроды намерено выдать охранное обязательство на "Кумыску" городской структуре (скорее всего - тому же лесничеству). Как в свое время проделали это с Горпарком. Что происходит с переданными третьим лицам ООПТ и расположенными на них охраняемыми объектами, мы видим на примере все того же городского парка.
С позиции разработчиков схемы у нее сразу несколько плюсов. Область сбрасывает с себя балласт содержания и охраны значительного по площади лесного массива. Город получает в собственность заветный кусок земли, которым может свободно распоряжаться. А бонусом к нему – возмещение из областного бюджета расходов на обеспечение режима охраны памятника природы. Да и где-то там еще маячит выполнение предписания прокуратуры о создании лесничества (прим. - Почему правительство области не волнует выполнение предписания прокуратуры о возвращении 150 га леса на Кумысной поляне, незаконно переведенных из природоохранной в рекреационную зону?).
Есть только одна заковырка. Федеральным законодательством не предусмотрена ликвидация ООПТ регионального значения. Субъекты РФ такими полномочиями не наделены, порядок и основания ликвидации – не прописаны. Другие субъекты прописали это в своих региональных законах. У нас – по уже сложившейся традиции - такого закона нет. И значит, областные и городские чиновники должны соизмерять свои действия с федеральным законодательством. Должны, но не хотят.