Верховный суд второго ноября отказался принять коллективный иск детей ГУЛАГа.

Разумеется, мы были готовы к такой новости. Как удачно выразился один коллега, иск к парламенту о неисполнении постановления Конституционного суда — это «коперниканский переворот» для судей.

Вот что важно сказать:

1. Иск уже отчасти достиг своей цели, поскольку руководство Госдумы пообещало возобновить работу над законопроектом и учесть мнение детей ГУЛАГа. Это важный промежуточный результат.

2. Пока нам неизвестны мотивы, по которым Верховный суд отказал в принятии иска. Мотивы станут известны из текста определения, которое мы пока не получили. В любом случае мы будем его обжаловать во всех инстанциях вплоть до Конституционного суда. Потому что иначе получается, что люди лишены возможности добиться исполнения постановления КС в их пользу. По данным самого КС, с 2010 года Госдума не исполнила 35 его решений, при этом КС признается, что у него нет полномочий контролировать исполнение своих решений. Иск детей ГУЛАГа — это первый случай, когда представители одной из самых пострадавших категорий граждан, люди весьма преклонного возраста, решили взять исполнение постановления КС в свои руки.

3. Теперь спрашивают: раз ВС отказал в принятии иска, то все, расходимся? Отвечаю: нет. Иск детей ГУЛАГа — это не разовая акция, а часть нашей большой кампании за их #ПравоВернутьсяДомой. Мы будем использовать все доступные нам средства, чтобы люди смогли вернуться и получить жилье. В том числе мы рассчитываем участвовать в обещанной доработке правительственного законопроекта. В конце прошлой недели мы написали об этом письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину. В письме мы подчеркиваем, что доработка законопроекта должна вестись публично и с использованием официальных процедур, предусмотренных регламентом Госдумы. К числу таких процедур относятся создание рабочей группы на базе профильного комитета, проведение парламентских слушаний, круглых столов и совещаний в профильном комитете. Мы просим привлечь к обсуждению самих детей ГУЛАГа; их представителей; депутатов, которые ранее внесли поправки к законопроекту; а также представителей всех заинтересованных структур, которые направляли заключения или отзывы на законопроект. К их числу относятся Общественная палата России, Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, Комиссия при президенте по реабилитации жертв политических репрессий, региональные и местные организации жертв репрессий.

04.11. Московский Комсомолец сообщает нам последние новости из Государственной думы по делу детей ГУЛАГа:

«Глава профильного по этому вопросу думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) в разговоре с „МК“ сказал, что при подготовке правительственного законопроекта и к первому, и ко второму чтению „с детьми репрессированных мы были в диалоге, они ко мне приходили, и потому для меня вдвойне неприятно, что они решили подать этот иск - Дума здесь не надлежащий ответчик, и обвинять ее в бездействии точно нельзя“. Законопроект, по словам г-на Нилова, был снят с рассмотрения во втором чтении именно „по просьбе этих людей“. На данный момент, подчеркнул депутат, „есть текст, готовый ко второму чтению, но он не устраивает детей репрессированных, потому что там общая очередь. Они правы - они пожилые, и количество их небольшое. Но одновременно с этим у нас есть инвалиды, есть ветераны боевых действий, и если мы делаем для репрессированных исключение, то открываем ящик Пандоры. А чтобы передать на федеральный уровень это полномочие, надо внести изменения в закон об общих принципах организации власти в субъектах РФ… Так что, с одной стороны, законопроект с точки зрения решения КС подготовлен и может быть принят, с другой стороны - вопросы есть“.

Первый вице-спикер Александр Жуков, сказал г-н Нилов, уже проводил совещание, „но пока окончательного решения, что делать - нет“. Промежуточные итоги согласительных процедур, заметил депутат, можно будет подвести на первом после праздника заседании комитета. Неутешительные промежуточные итоги».

Ярослав Нилов вот на нас обижается, а между тем — почему совещание у первого вице-спикера Александра Жукова по нашему вопросу проведено без участия детей ГУЛАГа и их представителей? О каком «диалоге» можно всерьез говорить? Если бы нас пригласили, то мы бы, разумеется, объяснили, что социальное жилье для жертв репрессий, в отличие от упомянутых инвалидов, ветеранов боевых действий, — это не помощь, а компенсация за то, что само государство когда-то незаконно отняло. Это совершенно разные ситуации, и никакой конкуренции со льготниками здесь нет. Детям ГУЛАГа нужно вернуть долг. Если они не доживут до получения жилья, то этот долг сгорит, их потомки уже не смогут претендовать на возвращение.

На прошлогодних слушаниях в Общественной палате Российской Федерации, кстати, эксперты озвучивали разные модели исполнения постановления КС, которые позволили бы детям ГУЛАГа не стоять в 30-летней очереди. Самое время руководству Госдумы всех собрать и выслушать.

Оригинал