Второй мой поход в Российский академический молодежный театр - РАМТ оказался не менее успешным, чем первый. И кажется, на мою театральную московскую зрелость нарисовываются фавориты. Увидев в афише спектакль Олега нашего Липовецкого «Фото topless», я тут же включила карельский регистр, испытав классическую гордость провинциала за прославленного земляка. Сотрудничая с Олегом в проекте «НЕ ТО», делая популярнейшие ночные читки в Петрозаводске, такие, что не попасть, не прорваться, я понимаю, что Олег Липовецкий – это знак качества. Поэтому интересно смотреть его в разных точках приложения.

 
 
 

И вот я РАМТ. Испытываю немного странное мамкино чувство, будто к сыночку на итоговый концерт пришла в музыкальную школу. А это предполагает размытый взгляд и необъективность. Когда играет сынок, не до искусства. Дитя старалось. Даже если пару раз лажанет, кто ж осудит, точно не мамка.

И вот сюрприз. С самого начала спектакль захватывает и погружает в свой контекст. Каждая глава и действо сопровождаются настенными инсталляциями, проекциями и хештегами, ты уже подсел, как на соцсети. Слышатся щелчки уведомлений сообщений в контакте, на экране появляется переписка, герои говорят в гибридном формате, онлайн и офлайн – вполне в тренде зумовской реальности.

Пьеса Натальи Блок проста, понятна и поучительна: не сливайте, девки, титьки в интернет. История про начало любви, сиськи, буллинг и коллективное исцеление. Очень нужный и важный для подростков материал. Ведь поведению в интернетах никто не учит. До всего надо доходить самим. А зря: школа должна взять на вооружение, как с помощью обучения повлиять на разгул анархии в интернете. Сориентировать, задать границы. Интегрировать туда свои скучные школьные учебные планы. Дети, конечно, не послушают, но в подсознании чутка сохранят вектор.

В общем, пьеса толковая и диалоги реалистичные, не надуманные, вполне подростково-интернетные. Но все ведь еще и зависит от исполнительской харизмы. А я уже второй раз наблюдаю, какая мощная органика у театра РАМТ в целом. Молодые артисты из того класса, что будто и не играют, будто и документальный театр или читку плетут. Нет никакой искусственности, границы между публикой, далекой от искусства и Его Величества Театра (кстати, для меня это самая тошнотворная и нафталиновая фраза, которую часто можно услышать от артистов в провинции). Это означает: спиваюсь, зайчиков играю, третий год ролей нормальных нет, но я служу Его Величеству Театру, не тычьте в меня своей повседневностью.

 
 
 

Одним словом, нравится мне рамтовская поросль, все играют и ансамблево, и одновременно поштучно ювелирно. Точными штрихами изображают подростков с их ужимками, интонациями, жестами. И от такой ненарочитости приятно, что искусство все еще вид коммуникации, не вышедший в утиль, а театр (не Его Величество, а с маленькой буквы, просто театр) – не потерял доверия. И притягивает людей.

Мне было радостно наблюдать, что со мной одновременно в зале были папа и дочь, поскольку вначале был небольшой интерактив, то все об этом узнали. Лучше способа понять друг друга и отстроить нормальный диалог, чем вместе сходить на такую пьесу, – не придумаешь. И если у вас есть сложности в общении с подростками, сходите, если будете в Москве или имеете счастье и нахальство в ней жить.

А Олег Липовецкий – просто хороший современный режиссер, который умеет ставить не только на взрослую публику, но и взрослеет вместе со своими дочерьми, узнавая их дома и продолжая узнавать при помощи театра.

Оригинал