Как известно, театр начинается с вешалки.
Солидные кинофестивали принято начинать с пресс-конференции. Мероприятие можно считать протокольным… но это как посмотреть.
Это пятый. Юбилейный. Выстраданный. Еще полтора месяц назад было непонятно, будет – не будет. Как бог даст. Точнее, президент, его грант. На областные деньги не разгуляешься, как и было в прошлом году. Просмотры еще можно организовать, мастеров экрана пригласить (из категории не слишком финансово требовательных), семинары и т. д. Но без конкурса, без жюри, открытия-закрытия... Короче, праздника кино не будет.
Эх, если бы еще не ковид… никто не знает, что будет в декабре. Но мы надеемся.
Кстати, о деньгах. Свою идею возродить в Архангельске пафосные «Сполохи» Сергей Жигунов похоронил одной своей простодушной фразой, сказанной в прямом телеэфире: «…Местный бюджет обязательно должен нам помочь. Ведь надо же КУДА-ТО тратить бюджетные деньги». Представляю, как вытянулись лица у областного руководства, поначалу приветившего матерого гардемарина: а ху-ху не хо-хо?! Видимо, в человеке актерская простота в тот момент победила расчетливость продюсера.
Ну и бог с ним, прошло и прошло. Мы о сегодняшнем.
Открывая первую пресс-конференцию, директор кинофестиваля Тамара Статикова сказала главное: в самых тяжелых и непредсказуемых обстоятельства ее команда единомышленников старается сохранить Arctic Open как культурный бренд узнаваемости региона. Будете спорить? Попробуйте… за месяц приема заявок на участие в руки отборщиков попало более 1500 работ со всего мира. Причем зарубежные мастера экрана клянутся, что приедут в любую эпидобстановку, лишь бы в страну пускали (отечественные, бывает, стерегутся).
Ну и, конечно, в который раз Тамара говорила о том, что архангельский кинофестиваль не заканчивается четырьмя декабрьскими днями, что он длится 11 месяцев и плавно переходит в киномарафон, рамки которого успели выйти за границы региона, что конкретно в этом году в него гармонично влился киномарафон юбилея «Дервиш». У последнего, кстати, больше интересантов за рубежом, чем здесь. По понятным причинам.
Присутствовавшая на событии министр культуры региона Оксана Светлова честно призналась, что кинофестивали – дело для нее новое, все-таки она человек из музейного мира (ну так и ее предшественница Яничек начинала с «обжигания горшков»). Но уже оценила местную кинопублику как притязательную, для которой познакомиться и пообщаться с создателями Великой иллюзии вживую только в радость.
Министр оценила получение президентского гранта в наше непростое время (тема коронавируса так и витала в воздухе параллельно с искусством) как большую победу местных энтузиастов кинофорума. К президентскому присовокупился и губернаторский, что подвигло главу региона провести реформу грантовой поддержки в целом. Впрочем, деньги от области пойдут на обеспечение образовательной программы в рамках Arctic Open, гулять будем на московские.
— Нам есть что показать, и у нас есть где снимать, - сказала в заключение Оксана Сергеевна. Короче, кинодеятели, хватит вытаптывать Ярославль, его виды на экране уже приелись. Мы ненамного дальше по той же железной дороге.
Тут на связь вышел Василий Мищенко. Заслуженный артист РФ, ученик Олега Табакова из знаменитого набора конца 70-х. Который быстренько смотается на съемки в Питер, а уже в ближайший понедельник – к нам, давать актерский мастер-класс (тоже в рамках кинофорума).
Первый же вопрос к нему, который так и вертелся на языке у присутствующих, – зачем проводить актерский мастер-класс в Архангельске?
— Как — зачем, - удивилась звезда соловьёвского «Спасателя», — российская провинция сильна талантами, это еще Олег Павлович говорил.
Иного ответа от уроженца поселка Шолоховского, что на Дону, ожидать было сложно. Он такой, он и здесь найдет.
Как пример, много теплых слов Василий Константинович сказал о якутском кинематографе (непременном участнике Arctic Open), который в последнее время набирает бешеную популярность на европейских кинофорумах (увы, пока не в прокате). Причем не только в этническом разделе, но и в других, самых популярных у зрителей жанрах.
И тут пришел уже неожиданный вопрос от молодой представительницы издания «Регион 29» (ох, непростая девушка Маша): «От чего приходится отучать театральных актеров, попадающих на съемочную площадку?» Маститый актер, прекрасно чувствующий себя и там и тут, был даже в некотором замешательстве: «От многого… театр и кино – две колоссальные разницы…» - и завис (технические неполадки). Наверное, даст развернутый ответ уже непосредственно в Архангельске. Лично мне. Я надеюсь.
Тем временем на экране появляется друг и соучастник Arctic Open Алексей Медведев, принимающий участие в отборе фильмов. В этот раз у него тоже есть чем порадовать… по крайней мере удивить. Фильмом-открытием будет «Купе №6», получивший недавно гран-при Каннского фестиваля. Из Канн прямиком в Архангельск – это же круто.
Да и фильм крутой, совместное производство нескольких стран, куда входит и России. Некое поездное роуд-муви, в котором встретились два одиночества русского и финского происхождения. Причем героиня из страны Суоми бежит от своей финской однополой любви и приходит к русской гетеросексуальной. Больше ничего рассказывать не буду, это надо видеть (интересно также посмотреть на реакцию гей-тусовки).
С Медведевым опять зашел разговор о названии нашего фестиваля – не слишком ли сильна привязка к географической местности. Алексей в очередной раз успокоил тем, что Арктика в названии — лишь формальный признак. А будем мы смотреть просто хорошее кино высокого международного уровня. Программу в этом году собрали такую, что европейцам на зависть (с шорт-листом кинофестиваля можно ознакомиться здесь).
И тут я не мог не влезть с вопросом к товарищу по оружию: «Надеюсь, и в этом году архангельский кинофестиваль сохранит приверженность авторскому кино?» Что буквально бесит часть местных коллег-журналистов, но это просто ремарка. Пусть попкорн на просмотрах жуют где-нибудь в СочАх, у нас все сурово и умнО. По-арктическому.
Алексей меня успокоил: остаемся на той же волне. Правда, уточнил: зона понятия «авторского кино» всё больше расширяется. «Например, „Титаник“ мог снять только Кэмерон… чем тебе не авторское кино?» Согласен… хотя в качестве примера я бы привел нечто более изысканное и не менее кассовое. И у нас в Архангельске тоже будет подобный пример в конкурсной программе – российский фильм «Агнец». Авторское кино и одновременно триллер.
Программный директор Arctic Open неунывающая Анжелика Долинина, она же главный отборщик конкурсной программы (титаническая, скажу вам, работа – попробуй выбрать 50 жемчужин из полутора тысяч заявленных «зерен»), поговорила о терапевтическом эффекте подобного события в ковидное время. Людей беспокоит судьба детей, нарушение привычных коммуникаций. Все чаще в искусстве стала звучать тема ухода за радугу. «Весь мир растерялся перед угрозой. Дальше наступит психологический отходняк, который надо чем-то заполнить. Культура, кино в первую очередь как самое массовое и доступное из искусств, выступит медиатором между человеком и заразой». Хоть в бронзе слова отливай…
Что касается внеконкурсной программы, которая иногда бывает покруче основной. Прислано немало заявок, но не все пока получили добро к показу. Одна из причин – изобилие обсценной (матерной) лексики, в пору ограничение 35+ ставить. Например, фильм «Чермет»… придет на него морально нестойкий зритель, и уши завянут. Впрочем, лично я думаю, тот, кто выбрал для себя «Чермет», никакого мата не боится. Но это отнюдь не реклама конкретного фильма. Просто его не видел. Но тема и антураж понятны.
Еще одна замануха для зрителя – состав жюри. То есть кого можно воочию будет увидеть и даже пообщаться (традиция последних двух фестивалей с конкурсом – жюри смотрит кино вместе со всеми, как простые).
Тут организаторы пока осторожны в обещаниях. Вполне возможно, председателем жюри полного метра будет Надежда Михалкова (да-да, из той семьи выросшая девочка, получавшая в 90-х папин «Оскар»… хотя лично я предпочел бы видеть ее старшую сестру). В жюри короткого метра есть все шансы увидеть Викторию Толстоганову. На этом пока все. Ждем сюрпризов.
И в конце не в первый раз хочу обидеть коллег-главредов. На пресс-конференцию в честь главного (по мнению автора этих строк) культурного события всея Поморья пришли журналисты только официальных изданий (за редким исключением). Независимая пресса проигнорировала. Зная, что как раз в ее рядах немало недоброжелателей и критиков нашего кинофеста, могу предположить, что развернулась бы острая дискуссия. Интересная не только читателям и телезрителям, но и нам самим. Вот теперь и будете кидаться… известно чем… из подворотни.
К слову, те, кто пришел, тоже журналистской активностью не баловали. Так, отсидели редакционное задание. Стыдоба.
Но киношоу все равно будет. Лишь бы коронавирус немного присмирел.