Как правило, историческая наука по крупицам восстанавливает истинные сюжеты былого. Но Россия не заслуживала бы своей славы, не пойди и здесь она поперек мирового опыта. Задача отечественных историков чаще всего состоит в том, чтобы намалевать настолько фантастические картины прошлого, что лангольеры просто поломают о них все свои зубы.
Новость дня: управление псковского ФСБ закрасило фамилии чекистов в архивных документах 1930-х годов под предлогом запрета на разглашение данных о сотрудниках спецслужб, и суд согласился с этими доводами. Действительно, нигде нет такого непредсказуемой истории, как в России.
В знаменитом фильме М. Ромма "Ленин в 1918 году" изначально было обилие сцен со Сталиным, который порою затмевал собой главного персонажа. Кинокартина снималась в 1939-м, и ее трактовка событий Гражданской войны имела мало общего с реальными фактами. Любопытен эпизод трогательной встречи двух вождей мирового пролетариата, где они рассуждают о необходимости стальной диктатуры и беспощадности к врагам ради будущего детей.
После XX съезда КПСС фильм был кардинально изменен, все сцены со Сталиным вырезаны. Поэтому зрители 1960–1980-х годов смотрели совершенно иной вариант работы Ромма. Сейчас можно ознакомиться с обеими версиями киноленты. С художественной точки зрения обе они замечательны, но вот исторической правдой в них обеих не пахнет.
Мой отец стоял в апрельском оцеплении 1961 года при встрече вернувшегося из полета Юрия Гагарина с Н. С. Хрущёвым. Позднее он не раз удивлялся газетным фотографиям и кадрам кинохроники, где Гагарин встречался уже с Л. И. Брежневым, а никакого Хрущёва не было и в помине. Впрочем, если в школьном детстве учительница истории периодически говорила в начале уроков: "Дети, достаем ножницы и вырезаем из учебника этот портрет", то понятно, что степень удивления была вполне умеренной.
В эпоху гласности мы узнали о пакте Молотова — Риббентропа, секретном протоколе к нему, разделе Польши, договоре о дружбе и границах с Германией, но сегодня открытая дискуссия на подобные темы снова невозможна. В силу норм о реабилитации нацизма, экстремизме, толкуемых крайне расширительно - и кем? Теми, кто закрашивает имена чекистов, обвиняемых в массовых репрессиях.
1990-е годы за время существования нынешнего режима трансформировались из десятилетия сложного строительства демократического государства европейского образца с рыночной экономикой в "проклятые 90-е". С большой долей вероятности можно предположить, что период "вставания с колен" скоро получит совсем другие оценки. Наше настоящее так же неисповедимо, как прошлое.