В прекраснейшем городе на Неве кроме 150 оттенков серого можно легко найти и более яркие цвета: зелень парков, золото Петергофа, бирюза Мариинки, алые паруса выпускных вечеров.
Но это, так сказать, традиционный Петербург. Нетрадиционный же негласно считается ЛГБТ-столицей нашей страны. Возможно, дело в том, что город всегда был очень близок к европейскому миру, нацеленному на дружелюбие и принятие, а возможно, так просто исторически сложилось.
По крайней мере питерский ЛГБТ-активист Пётр Воскресенский (и он в этом мнении не одинок) предполагает именно так.
Во все времена Питер отличался интеллигентностью и образованностью большой части своих жителей, как мне кажется, Воскресенский стопроцентно соответствует этим определениям: реаниматолог, краевед, общественный активист, он еще в 2014 году организовал уникальный для нашей страны проект экскурсий на тему ЛГБТ в истории.
Кстати, исследования истории в разрезе ЛГБТ-проявлений – достаточно популярная в последние годы тема. А некоторые научные деятели так и вовсе, не дожидаясь модных тенденций, посвятили этому вопросу свои лучшие годы.
Один из них – Клейн Лев Самуилович. Прекрасный ученый, он стал одним из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге. Человек с трагической судьбой. Пережил Великую Отечественную войну, уйдя на фронт в 16 лет, вернулся в Гродно и поступил в пединститут на факультет языка и культуры, а заочно и в Ленинградский университет. Повздорив с первым секретарем горкома партии, на третьем курсе перевелся в Ленинград на очное отделение и продолжил учебу одновременно на историческом и филологическом факультетах. Учеба, научная деятельность, карьера, докторская диссертация – все было порушено в 1981 году, когда Льва Самуиловича арестовали по обвинению в мужеложстве.
И грустно, и смешно – как говорил потом сам Клейн, уголовники в тюрьме провели собственное расследование на тему «Является ли Клейн гомосексуалистом», ведь от этого зависело, как к осужденному будут относиться коллеги-сидельцы. Самое интересное, что никаких подтверждающих гомосексуальные интересы Льва Самуиловича обстоятельств выявлено не было, равно как и опровергающих, впрочем, тоже. Сам Клейн по этому поводу сообщал, что «интимная жизнь гражданина вообще не касается ни общества, ни государства».
Позднее именно причина, по которой Клейн был осужден, послужила стартом для глубоких научных исследований гомосексуальности с точки зрения антрополога. Лично мне очень близка позиция Льва Самуиловича в том, что государство и общество не имеют право вмешиваться в интимную жизнь гражданина, если этот гражданин не нарушает закон.
Ну потому что не надо смешивать интим и общественную жизнь, Клейн, по-моему, прав.
Прекрасный город, захватывающие истории, деликатные жители – у Питера целое море ярких красок!