Сначала определимся с тем, про какой борщевик речь

Борщевик — это целый род ботанического семейства зонтичные, который включает много видов. Большинство из них безобидны, некоторые даже съедобны. Вид, который нас интересует, которому посвящен наш проект, называется борщевик Сосновского (Heracleum Sosnowskyi Manden). 

Назван он так в честь ученого, изучавшего природу Кавказа, хотя сам Д. И. Сосновский не имел к нему никакого отношения. На самом деле этот борщевик нашла и описала Ида Пановна Манденова (поэтому ее фамилия фигурирует в латинском названии). Она изучала и описывала разные виды кавказских борщевиков, а Дмитрия Ивановича очень уважала и потому в честь него решила назвать.  

В природе борщевик Сосновского растет в горах на субальпийских лугах Кавказа, в Закавказье и Турции. Там он растет поодиночке и небольшими группами, занимает свое место в природном сообществе, не образуя сплошных зарослей от горизонта до горизонта. 

Чего, к сожалению, нельзя сказать о средней полосе и севере России, куда его привезли в середине ХХ века и начали выращивать...

Дело было так. В голодные послевоенные годы надо было как-то восстанавливать разрушенное войной сельское хозяйство. Нужны были корма для скота, да не просто корма, а такие, чтоб поменьше ресурсов вкладывать в их производство и побольше этих самых кормов получать. А борщевик дает огромную биомассу и очень неприхотлив - чем не идеальный вариант?!  Вот и пошло дело...

Была, правда, одна неприятность: ожоги. Поэтому ученые стали пытаться выводить сорта без фуранокумаринов (тех самых веществ, от которых получаются ожоги). Совсем безвредных сортов так и не вывели, хотя были некоторые успехи в этом направлении: например, сорт "Северянин".

Не все оказалось гладко с этими новыми кормами: работники колхозов получали ожоги, молоко горчило, у коров возникали проблемы со здоровьем чаще, нежели обычно... В общем, примерно в 80-х решили это дело сворачивать, хотя еще в 1984 году о нем еще писали в книгах как о кормовом растении: 

 

Кому интересно, есть еще видео от МСХА им. Тимирязева про то, как внедряют новые кормовые культуры. Внедряли-внедряли...

А потом грянули лихие 90-е

Сельскому хозяйству пришлось довольно туго, не до борщевика уже было... Забыли про борщевик аж до 2012 года, когда кое-где инвазия была уже налицо и для того, чтоб с ним бороться, надо было хотя бы вычеркнуть его из списка сельскохозяйственных растений и из списка полезной продукции. В 2015 году его объявили сорняком, и до сих пор он числится в этом списке сорняков где-то между лопухами и одуванчиками.

Безусловно, законодательство наше еще предстоит совершенствовать. Однако, несмотря на отсутствие у борщевика какого-то особого статуса, в некоторых регионах уже имеются целевые программы по борьбе с ним, проблема инвазии борщевика уже многими осознается как серьезная проблема. Но это лишь начало пути, до удовлетворительных результатов еще долго.

Почитать более подробно про историю инвазии можно, например, ЗДЕСЬ.

Заметим, что борщевик разводили не только в СССР, но еще и в Европе, туда он попал как декоративное растение. Правда, это был не борщевик Сосновского, а борщевик Мантегацци (очень близкий его родственник), но сути это не меняет. В Европе осознали ситуацию раньше, поэтому и дела в настоящее время у них значительно лучше. Это так, информация к размышлению... :)  

P. S. Бессмысленно сейчас ругать наших предшественников, которые завели борщевик. В настоящее время это нам никак не поможет. Если посмотреть на вещи шире, то в XIX–ХХ веке люди стали очень активно перемещаться по планете и перевозить различные живые организмы туда-сюда вольно и невольно. Часть организмов погибает в чуждой им экосистеме, часть натурализуется. И лишь некоторые оказываются очень успешны на новом месте. Настолько успешны, что начинают вытеснять местные виды.

Очень трудно предсказать заранее, проявит ли организм на новом месте инвазионные свойства. Проблема биологических инвазий очень глобальная, борщевик – лишь частный случай. В нашем сельском хозяйстве есть очень много интродуцированных растений: картофель, кукуруза, рис… Едим же мы картошку за обе щеки – никто ведь не обвиняет тогдашних агрономов (тогда и слова-то такого не было, наверно) или правительство (еще Петра I), что завезли к нам картофель…

С борщевиком проблема в том, что он не вписался в наши экосистемы. Если и виноват кто-то из наших предков, то только те, кто увидел активное расселение борщевика и не забил тревогу вовремя, когда можно было бы принять меры только в колхозах и вокруг колхозов, где разводили борщевик.

Оригинал