7 октября провели воркшоп с горожанами о том, как мы воспринимаем тексты, заявления самих себя, официальных лиц, девелоперов, экспертов. Бегло пробежались по ситуации со сносом башни в Ебурге (об этом очень интересно читать, есть масса текстов — повествовательных и аналитических). Проговорили, что ситуация с башней высветила технократический подход к пониманию города. И что самое очевидное, она, видимо, по определению порождает конфликт. Данная позиция априори вызывает возмущение у горожан. Напомню, что обрушение недостроенной телевизионной башни случилось в марте 2018 года.

Поговорили о позициях, занимаемых различными субъектами во время конфликта.

 

Сказал в двух словах, что конфликты происходят в городе повсеместно там, где инфраструктура не справляется с нагрузкой в удовлетворении потребностей в медицинской помощи, образовании или в коммунальной сфере. 

Сослался на статью «ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. 2018. № 4», где были сформулированы наиболее значимые факторы конфликтности:

– нежелание власти учитывать интересы горожан;

– преобладание интересов бизнеса над интересами других сегментов городского сообщества;

– отсутствие коммуникации между властью и горожанами;

– жесткие ограничения ресурсов у власти для решения проблем горожан.

Полученные данные свидетельствуют о наличии дисбаланса в отношениях и ресурсах между основными акторами конфликта, что способствует закреплению искаженной структуры интересов различных сегментов городского сообщества в планах и проектах развития городов. <...>

Осевым типом городских конфликтов, как и предполагалось, являются ситуации, вызванные противоречиями в сфере градостроения и пространственного развития города. На наш взгляд, подобное положение дел связано с тем, что в ходе конфликтов такого типа происходит распределение наиболее ценных для города ресурсов. При отсутствии конструктивного регулирования это способствует росту социальной напряженности, который подстегивается наглядной иллюстрацией несправедливости решений конфликта.

Кроме того, они имеют долговременные последствия. По сути, негативным последствием конфликтов становится закрепление проблем города в камне.

Подробный анализ данных позволяет снять это противоречие. Очевидно вырисовываются пары субъектов, чье взаимодействие наиболее конструктивно: «горожане – НКО» и «городские власти – бизнес».

Авторы: Глухова А. В., Кольба А. И., Соколов А. В.

Проговорили за городские нарративы. Обозначили, что нарративы — это фактически истории. Рассказ и нарратив — близкие по значению слова. Между двумя этими понятиями есть несколько различий, и об этом подробнее можно прочитать здесь. В любом случае для меня было важно восприятие текстов, их оценка, их адекватность для читающей аудитории.

Сослался на В. Вахштайна о городских нарративах.

Щедро цитировал Ивана Медведева, вернее, его публикацию про городские конфликты, где он делится своими размышлениями о том, как разрешать городские конфликты. Две дороги, через коллаборации и критическое планирование. Не буду расшифровывать, в статье все изящно изложено.

Чуть коснулись схемы, где описывается степень вовлечения и наделения полномочия между городскими субъектами, не будем сейчас на этом останавливаться. 

В завершение в игровой манере обсудили текст из TG @HaminEN, где он делает обращение.

Плюс был текст, если я не ошибаюсь, из РИАВРН.

Участники представили, какая им наиболее близка позиция. В данном случае мы опирались на установки, которые я предложил, и вы их видите в начале материала.

Что для меня было важным услышать, понять...

1) Горожанам нужны агоры, где можно прийти и в комфортной обстановке побеседовать с людьми и быть выслушанным, и т. д и т. п.

2) Что мы говорим на разных языках, 

3) Во время конфликтов стороны конфликтов не идут на разрешение конфликта, а постоянно повышают ставки. Стратегия win-win-win отсутствует как категория.

4) Участники переговорного процесса не рассматривают противоположную сторону как равноценного партнера.

Оригинал