ЦИК 6 октября закончила регистрацию 450 депутатов Госдумы, а передача мандатов от отказников дошла аж до четвертой очереди.

Мы в «Голосе»(*) проанализировали этот процесс и подготовили обзор.

Одним из негативных явлений российских выборов является включение в партийные списки кандидатов лиц, изначально не собирающихся становиться депутатами

Одним из негативных явлений российских выборов движение «Голос»(*) считает включение в партийные списки кандидатов лиц, изначально не собирающихся становиться депутатами. Зачастую такие кандидаты являются так называемыми «паровозами», которые пытаются вытянуть вверх список партии за счет своего собственного рейтинга или должностного положения, хотя изначально не намерены участвовать в парламентской работе. Несмотря на то, что эта технология не противоречит букве закона, она, по нашему мнению, не совместима с принципами честных выборов.

В 2003 году на выборах депутатов Государственной думы России в списке «Единой России» было 29 глав регионов, три министра и несколько мэров, и после определения результатов выборов от получения мандатов отказались 37 кандидатов от этой партии (а также один кандидат от КПРФ).

В 2007 году в списке «Единой России» были президент России, 65 глав регионов, четыре федеральных министра, а также мэры и региональные министры, а в списке «Справедливой России» — председатель Совета Федерации, федеральный министр и несколько мэров. Всего от получения мандатов тогда отказались 132 кандидата: 116 у «Единой России», 9 у «Справедливой России», 4 у КПРФ и 3 у ЛДПР.

В 2011 году в списке «Единой России» были президент России, 54 главы региона и 8 членов правительства РФ. От получения мандатов отказалось 111 кандидатов, из них 99 у «Единой России», 8 у КПРФ и 4 у «Справедливой России».

В 2016 году технология «паровозов» использовалась в меньших масштабах. Тогда в списке «Единой России» были председатель правительства России, 19 глав регионов, а в списке КПРФ – незадолго до этого избранные губернатор Иркутской области и мэр Новосибирска. От получения мандатов отказался 31 кандидат – 25 у «Единой России» (в том числе председатель правительства и все 19 глав регионов), 5 у КПРФ (в т. ч. губернатор и мэр) и 1 у «Справедливой России».

Масштаб использования технологии «паровозов» на выборах в 2021 году

На выборах 2021 года масштаб использования технологии «паровозов» значительно больше, чем в 2016 году (хотя и меньше, чем в 2007 и 2011 годах, но тогда по спискам партий избиралась вся Дума, то есть в два раза больше депутатов). В списке «Единой России» было 49 глав регионов и три федеральных министра, в списке КПРФ – один губернатор и один мэр. От получения мандатов первоначально отказались 66 кандидатов у «Единой России» (в т. ч. три федеральных министра, 45 глав регионов, полпред президента в УФО, глава городского округа Тольятти, руководитель администрации главы Республики Башкортостан, немалое число главврачей медицинских учреждений), 3 у КПРФ (в т. ч. губернатор Орловской области Андрей Клычков и мэр Новосибирска Анатолий Локоть), 1 у ЛДПР и 2 у «Новых людей». После принятия ЦИК решения о передаче мандатов от получения мандатов отказались еще 12 кандидатов «Единой России» (в т. ч. два главы региона, председатель Архангельского областного собрания депутатов и заместитель начальника Управления президента России по внутренней политике). Но на этом процесс отказов не закончился. На третьем шаге от получения мандатов отказались еще три кандидата, на четвертом — еще один.

Таким образом, общее число отказников составило 88, в том числе 82 у «Единой России» (из 126 мест, полученных по списку партии, то есть почти ⅔ от числа избранных по пропорциональной системе депутатов-единороссов). Стоит также обратить внимание, что среди них четыре из пяти кандидатов, составлявших общефедеральную часть списка этой партии и лидеры 49 региональных групп из 57, то есть те кандидаты, которые фигурировали в бюллетенях и тем самым «рекламировали» партийный список.

Отметим, что в 2007 и 2011 годах были единичные случаи, когда избранный депутатом глава региона оставлял свою должность и переходил в Государственную думу. В 2016 году в Думу перешел замглавы президентской администрации Вячеслав Володин. В этот раз среди кандидатов, занимавших столь высокие должности, пожелал стать депутатом Государственной думы лишь выдвинутый ЛДПР глава Владимирской области Владимир Сипягин, который в 2018 году был избран на этот пост вопреки воле властей. Среди отказников не оказалось двух глав регионов (республик Коми и Марий Эл), просто потому что они возглавляли региональные группы, которым не достались мандаты.

Такое нечестное поведение подрывает доверие граждан к государственным институтам и наносит ущерб легитимности выборов

В соответствии с законом каждый кандидат в депутаты Государственной думы в своем заявлении о согласии баллотироваться дает обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной думы. Для должностных лиц, указанных выше, это означает отказ от занимаемых ими должностей. Таким образом, указанные должностные лица, давая согласие стать кандидатами, но не собираясь становиться депутатами, заранее планировали нарушить данные ими обязательства. Такое нечестное поведение, по нашему мнению, подрывает доверие граждан к государственным институтам и наносит ущерб легитимности выборов.

Данное поведение можно расценивать как прямой обман избирателей, поскольку значительная часть избирателей голосует за партийный список, исходя из поддержки входящих в этот список личностей, и при этом далеко не все избиратели знают и понимают, что указанные кандидаты не собираются становиться депутатами.

Участие в выборах высокопоставленного должностного лица неизбежно приводит к использованию им в целях избрания ряда публичных ресурсов: возможность принятия решений, способствующих повышению популярности партии, в списке которой должностное лицо состоит; косвенная агитация за данную партию под видом освещения деятельности должностного лица, причем данное лицо часто в агитационных целях увеличивает частоту информационных поводов для такого освещения (учащаются поездки, мероприятия с его участием и т. п.); наконец, злоупотребление административным ресурсом в виде использования в агитации подчиненных и зависимых лиц, транспортных и других государственных средств. Все это нарушает принципы равенства кандидатов и партий, а также в целом стандарты справедливых выборов. Хотя закон запрещает указанным лицам использовать преимущества должностного или служебного положения, такое использование на практике трудно отследить и тем более доказать.

К сожалению, закон с 2005 года не требует от лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (то есть от членов правительства, глав регионов, мэров и т. п.), уходить в предвыборный отпуск. Тем самым данные лица сохраняют возможность использовать указанные публичные ресурсы в течение всей избирательной кампании.

Оригинал