В пятницу 1 октября мы представили 5-й польский том Мартиролога "Покаяния", на презентацию попал "вдруг" приехавший в Сыктывкар польский консул из Санкт-Петербурга.
Мы разговаривали о местах захоронения польских граждан на территории Сыктывкара во время войны. Я рассказал, что знал, что слышал от Рогачева, что прочел в текстах Михаила Борисовича.
Ссыльные поляки были в Коми крае с 1940 года по 1945. По всему региону валили лес и работали в других отраслях более 20 тыс. поляков. Только в Сыктывкаре в разных его районах работали около 5000 поляков, и это в городе численностью 30 тыс. человек.
В Сыктывкаре во время войны радио вещало на коми, русском и польском языках.
Очень многие, особенно старики и дети, не пережили условий ссылки и легли в землю Коми навсегда. Так как остальные поляки были вывезены к концу войны из Сыктывкара, некому стало ухаживать за могилам, и они постепенно заросли. Поляки лежат в Максаковке, в Красном Затоне, на Центральном кладбище, в Теньтюках, в Лесозаводе (их там особенно много), в Давпоне, в Дырносе (не знаю, есть ли там свои кладбища), в Вильгорте, в Эжве (тогда Слободе).
Увы, нигде в Сыктывкаре не стоит хотя бы креста в память об этих поляках. У ссыльных русских немцев есть свой камень в Максаковке, у литовцев есть свой крест в Эжве, а у поляков, не вернувшихся на свою Родину, нет ни одного памятного места.