События октября 1993 года, оставшиеся в новейшей российской истории как «расстрел Белого дома», чаще всего обсуждаются как события, связанные со знаменитым указом президента Бориса Ельцина №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», более известным как указ о прекращении деятельности Съезда и Верховного Совета РСФСР.

Но сентябрь и октябрь 1993 года стали не более чем вершиной событий, разворачивавшихся в течение длительного времени, и на этом пути было много «развилок», на которых можно было выбирать, образно говоря, между миром и войной. Фатум современной российской истории состоит в том, что каждый раз в итоге выбирали войну – то есть действия насильственные и тупиковые. Все основные события в российской политике после 1993 года выросли из этого года.

Последствия событий 1993 года не просто существенны, они определили дальнейшее политическое развитие России.

Именно в 1993 году стало ясно, что власть готова предпринимать любые усилия над обществом и совершенно никакие – над собой. Собственно говоря, в этих открытиях нет и не могло быть ничего нового. Все это уже было, и грязная политика сама по себе не могла стать открытием.

Открытием стало то, что такая политика стала возможна в России – в новой демократической России, которая начала свой государственный путь со слова «свобода».

Свобода и стала первой и самой главной жертвой 1993 года.

Этого практически не заметили, потому что на фоне крови и грязи трудно думается о свободе. Более того, многим кажется, что кровь и грязь, нищета и произвол, насилие и воровство – это и есть результаты свободы. Потому что других результатов люди не увидели.

А после того, как все это «новое» им показали те, за кого они искренне и воодушевленно голосовали, – впервые в жизни голосовали! – то и смысл выборов оказался утрачен. За ненадобностью.

Свобода после 1993 года отступала по шагу, но только отступала – шаг за шагом, год за годом.

1993 год – это начало того пути, по которому Россия пришла XXI век и продолжает двигаться дальше.

Сейчас понимаешь, с какой скоростью все это происходило и как быстро было утрачено то немногое, что было выстрадано обществом за 70 лет советского тоталитаризма.

Прививка 1993 года не стала прививкой от чумы. Страна не содрогнулась и не покаялась. Наоборот, прививка 1993 года заразила общество вирусом насилия и его кровным братом – вирусом страха, которые стал самой масштабной инфекцией в нашей стране.

Общество, построенное на насилии и страхе, не бывает устойчивым. Мир в этом обществе – это иллюзия мира, богатство – иллюзия богатства, собственность – иллюзия собственности, закон – иллюзия закона. Потому что только свобода делает вещи самими собой, придает словам изначальный смысл и делает жизнь жизнью, а не ее иллюзией.

И для того, чтобы этот смысл вернулся в Россию, надо осмыслить, понять и принять уроки 1993 года.

Оригинал