Переговорив с режиссерами и правозащитниками, я решил узнать мнение тех, от кого напрямую зависит, увидят ли зрители новые фильмы о правах человека или нет. А именно – с организаторами кинопоказов. И первый, кого я спросил, – это Андрей Алексеев из Ярославля, организатор проекта «Нефть». Андрей очень давно в киноиндустрии, много лет балует жителей Ярославля прокатом новинок как в жанре игрового, так и документального кино. И вот что выяснилось.
- Андрей, как кино о правах человека показывать в сегодняшней России? И существует ли оно вообще на твой взгляд?
- Кино, о котором ты говоришь, имеет место, тем более когда есть проблемы с правами человека и их защитой и со знанием людей того, что является частью их прав. Это актуальная тема, и необходимо это кино снимать и доносить до зрителя на площадках, которые к этому готовы. Мне кажется, главная проблема этого жанра сейчас в России в наличии площадок, которые готовы были бы это кино показывать и собирать аудиторию. Это не просто кино, а это дискуссионный материал, после просмотра обязательно должны быть дискуссии, в том числе с привлечением экспертов. И это главная проблема. Как это все собрать, пропиарить и донести до аудитории. Все упирается в наличие энтузиастов, которые бы не побоялись.
- Как ты оцениваешь перспективы такого кино в рамках твоего проекта?
- Конечно, мы показываем, когда есть что показывать. И делали это до недавнего времени очень часто. Просто сейчас нет свежего контента на эту тему.
- Серьезно?
- Такого свежего контента для публичного показа? Да, его нет, хотя все доступно в интернете.
- А разве фильмы из программы последнего «Артдокфеста» – это не тот самый контент, о котором мы говорим?
- Возможно. Но проблема в том, что эти фильмы не могут выйти на приделы «Артдокфеста». Как все устроено. «Артдокфест» является аккредитованным в Минкульте фестивалем и поэтому может показывать фильмы без прокатных удостоверений, но только в рамках своих фестивальных программ. Поэтому зритель может посмотреть эти свежие фильмы о правах человека либо на фестивале, либо потом в онлайне. Но добраться до других киноплощадок это кино не может. Потому что правообладателям ради этого надо получать прокатные удостоверения самостоятельно. А они не факт, что будут это делать. Я же не могу показать публично кино, у которого нет прокаток.
- Ну да, а жесткое правозащитное кино шансов получить их в Минкульте практически не имеет, так что ли?
- Скорее всего.
- Но есть же такой формат, как эхо фестиваля в регионах. Эхо «Ардокфеста» было. Кажется, даже в Ярославле шли показы некоторых фильмов.
- Эхо было один раз. И то мне стоило большого труда убедить дирекцию фестиваля, что у этого есть какой-то кассовый потенциал, а то и смысла нет. Правда, все по факту прошло очень слабо. Был конец декабря, может поэтому. Кажется, 2016 или 2017 год. Приезжали даже авторы фильмов. Дима Боголюбов с фильмом «Стена». Это фильм был снят в день рождения Сталина, там просто камера стояла у кремлевской стены и все снимала. Очень хорошее кино. Еще мы показали «Уездный город Е», там про патриотическое воспитание. Но на этом мы остановились с «Артдокфестом».
- Фестиваль фильмов по правам человека «Сталкер» не проводит эхо в регионах?
- Нет, «Сталкер» никогда на нас не выходил, и не было даже попытки с их стороны найти региональные площадки. Вообще, все сильно ограничено этими инструментами и фильтрами. Фестиваль должен быть заранее аккредитован в Минкульте и получать эту аккредитацию каждый год заново. В заявке на аккредитацию должны быть указаны все сроки и места фестивальных показов, так что с регионами договариваться после того, как фестиваль прошел в Москве, уже поздно. А единичные, внефестивальные показы – это должны быть прокатные удостоверения, которые получать и муторно, и дорого. Ради двух показов в каком-то городе никто этого делать не будет. Показывать без прокаток – это штраф, и ощутимый.
- Напрашивается грустный вывод. Правозащитное кино не имеет шанса дойти до зрителя. А ведь режиссеры хотят его снимать — и будут несмотря ни на что.